Спецкор «Думской» Дмитрий Жогов посвятил свой очередной очерк Международному дню ромов, который отмечался вчера. Честно говоря, у меня нет знакомых ромов. Я не учился с ними ни в школе, ни в университете. Они не попадались мне и в журналистике. Я покупал у чудной тетеньки «ромской национальности» рыбу на Привозе, вот и все, собственно. Зато я видел их женщин, поднимающих пыль юбками, прохаживающихся группой человек в пять, не считая хнычущих младенцев, возле Нового рынка. Они брали «в клещи» каждого лоховато выглядевшего гражданина или молоденькую девочку. А дальше шли угрозы астрального происхождения: «Не дашь денежку — твоя мама умрет, мужа не будет, вступишь в Партию Шария», — и другие страшные проклятия. Играя мускулами, можно было подойти и освободить девушку из цветастых объятий. Ромы ретировались, а освободителю вслед летело: «Стоять не будет!». Я вроде как либерал. Но в отношении рома (именно так правильно – «рома», с ударением на последний слог) мне не везло. Не встретилось на жизненном пути ни одного приличного. По криминальным делам как журналист выезжал часто. Дилеры, попрошайки, сутенеры – этих ромов я насмотрелся. Я говорил себе: «Хороших чукчей я ведь тоже не видел!». Как, собственно и плохих. А единственный узбек, которого я знал, был стукачом. С грозными и опасными чеченцами я в армии строил гаражи начальству. Чеченцы были «дедами», но вели себя миролюбиво, доброжелательно и не особо чванливо. В то же время я понимал, что такое «Радио 1000 холмов» и как оно действует. Российские пользователи сети мне давеча написали: «Вы, украинцы, подарили миру самых ужасных маньяков! Чикатило, Оноприенко, тысячи их! Вы нация злых испорченных чудовищ!». Я-то понимаю, что человек пересмотрел российского зомбоящика, но роль тутси мне явно не понравилась. Может, и с ромами так? Стереотипы плюс нагнетание истерии сделали с моей головой тоже самое, что произошло с хуту? Я задал вопрос в «Фейсбуке»: кто знает нормальных ромов? И тут же посыпались гневные и удивленные комментарии. Знакомые писали: «Ты чо, Дим?». Некоторые прямо спрашивали, не стоит ли у меня на полке «Майн Кампф». Те, кто меня знает, засыпали ссылками на ромов, с которыми можно и нужно подружиться. И, в частности, посоветовали познакомиться с адвокатом и правозащитником Владимиром Кондуром. Итак, преодолевая стереотипы, я отправился изживать остатки антиджипсизма. Кстати, так называется форма ксенофобии, предполагающая ненависть к ромам. Запомните этот термин. НИКАКОЙ «ЦЫГАНЩИНЫ»! Я до этого смотрел ради интереса видеозаписи свадеб одесских ромов, выложенные на YouTube. Что вам сказать? «Бахато», дурновкусно, и мужики все пузатые. Впрочем, как и я. Пузачи осыпали новобрачных деньгами. Долларами и евро. Батюшка из Московского патриархата красную дорожку к храму на Преображенской венчающимся проложил. Сам встречал у храма. Первый раз такое вижу! Заканчивалось веселье в колоссальных размеров доме-дворце, где было намешано с десяток архитектурных стилей и который был выкрашен так ярко и аляповато, что из глаз лились реки крови. Я, если честно, думал, что правозащитную организацию для ромов кто-то из них (баронов) и спонсирует. С Владимиром мы договорились встретиться в Христианском университете. Там его правозащитная организация занимает подвальчик. Оказалось, весьма скромный! Никаких мраморных колонн, позолоченной лепнины, портретов ромских баро а-ля Пшонка-Цезарь или Святой Кивалов и в помине нет. Никакой «цыганщины». Сейф, старенькое пианино и ромский флаг с колесом кибитки на стене. Президент правозащитного ромского центра Владимир Кондур — вежливый, немного грустный человек, рассказал про организацию. И я, слушая его, осознал, что даже в наше время ромы — одна из наиболее бесправных и дискриминируемых групп населения в Европе. Владимир Кондур. У нас есть правозащитный ромский центр. Основные вопросы — это правовое сопровождение бедных ромских семей. Тех, кто не может себе позволить оплатить адвоката. Это первая категория. А вторая — потерпевшие ромы, которые пострадали от физического насилия. В последнее время – со стороны правых радикалов. Еще бывали случаи, когда полицейские превышали свои полномочия. Часто работаем на выездах. Это потому, что добраться за консультацией к нам многие ромы не могут. Нет средств. А на месте не везде есть юридическая помощь, а тем более для ромов, не все фирмы хотят ее предоставлять. «Думская». К вам стекается информация о нарушениях прав ромов со всей Украины? В.К. Мы проводим постоянный мониторинг по областям, и это является приоритетом в работе нашего центра. РАЗРУШАЕМ И НЕ РАЗРУШАЕМ МИФЫ И СТЕРЕОТИПЫ Стереотип, укоренившийся у многих благодаря советскому фильму «Цыган». Ром рождается в кибитке. В пыли дорог. У костра. Мать пичкает дите димедролом и отправляется к вокзалу со спящим младенцем «гадать по ладошке». «Д». Владимир, расскажите, где вы родились? В.К. Я родился и вырос в абсолютно ромской семье. У нас была большая семья. Дяди, тети, братья, сестры — человек тридцать. Несколько домов рядом. Это в Килийском районе. Я успел застать таборных ромов. Наши деды были таборными. Они перекочевали из Румынии, а когда началась война, они уже не могли вернуться обратно. С этого времени они здесь и обосновались. Прадеды занимались коневодством. Дедушка был кузнецом. Фактически он спас весь табор во время послевоенной голодовки. Тогда кузнецы ценились. Их было не так много. И они все выжили благодаря деду. Мой отец хотел учиться. Когда он был в восьмом классе, то убежал из дома. Отец не пускал его. Надо было в кузнице работать. Это тяжелый труд. Нужна была помощь. Но он взял у мамы десять рублей. Тогда ходил еще теплоход, который шел в Одессу, и на этом теплоходе он попал в Одессу, поступил в культпросвет. Он мечтал быть артистом, и когда отучился, работал в Доме культуры режиссером-постановщиком, служил в армии, а после учился в Киевском институте культуры. У нас большая семья. Шестеро братьев и сестер. И общение, воспитание — все шло через культуру. Через сцену. Театральные отношения. Театральное воспитание. Там своя специфика. Там нас научили дисциплине. Нельзя опоздать на выступление, потому что ты подведешь коллектив. Там нас воспитали, что нужно отвечать за свои обязанности. После развала Союза все работники остались на улице. И в какой-то момент отец, видя эту тяжелую ситуацию, а он был лидером в общине, стал помогать людям. И в органах власти, и в милиции. В 1995 году была создана Ассоциация цыган города Измаила. Фактически с этого момента началась общественная жизнь. Надо понимать, что ромское население — это как лакмусовая бумажка, которая реагирует на политические и социальные события в обществе. Потому как они вдвойне-втройне на них отражаются. МОБИЛЬНИК В ГРОБУ «Д». Есть стереотипы или слухи о ромах, которые вы могли бы подтвердить или опровергнуть. Вот, скажем, рассказывают, что когда хоронят рома, то все личные вещи хоронят вместе с ним? Говорят, кладут в гроб мобильники и прочее. В.К. Это связанно с традицией больше крымских татар – да, в Крыму есть свои ромы. У них есть традиция как у восточных национальностей, которые хоронили усопших с его личными вещами. Это зависит от культуры и религии, которые представляют те или иные рома. Нет же такого, что все христиане или мусульмане. Надо понимать, что ромы, которые живут на той или иной территории, обычно принимают ту религию, которая там бытует. Вот у нас, в Украине, на востоке и юге, это православные христиане. На западе есть католики и греко-католики, а Крым — это в основном мусульмане. И там свои культурные особенности. МОЖНО ЛИ ЖЕНЩИНАМ ПОДНИМАТЬСЯ НА ВТОРОЙ ЭТАЖ? «Д». Есть устойчивый слух, что если семья живет в двухэтажном доме, то женщинам нельзя подниматься на второй этаж – туда допускаются только девочки и девушки. Если на верхнем этаже дома побывала цыганка, мужчинам-цыганам нельзя входить в этот дом, дабы не оскверниться. Так ли это? В.К. Это мелкая деталь целой философии. Рома, как вы, наверное, знаете — выходцы из Индии. Есть такие писания, веды, и в них формулируются правила жизни. Там есть множество моментов по поводу отношений мужчины и женщины. Институт общения, брака, семейной жизни. Согласно ведам, считается, что хозяйка дома — женщина. Мужчина не может указывать женщине, как и что расставить в доме. Ведь это ее территория. А на второй этаж нельзя подниматься потому… Это связанно больше с тем, что женщины должны ходить в длинных одеяниях, и когда она идет по улице, то подолом собирает грязь и пыль. И считалось, что она не может подняться наверх, потому как этим подолом она внесет в дом грязь. Это практическая вещь очень. А оттого, что мы не знаем, мы придумываем различные мифы. НУЖНО ЛИ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЯМ? В.К. Образование приветствуется, больше того, это привилегия. И считается, что если ребенок оканчивает школу, то это очень большое достижение. Есть немало ребят с высшим образованием. И это подталкивает, мотивирует остальных становиться лучше. В нашей организации есть режиссер, есть девочка — чемпион Европы по тяжелой атлетике, есть боксеры, есть юристы, и вот этот потенциал, который у нас появился, мы стараемся показывать. Чтобы видели те дети, которых родители заставляют ходить на рынок вместо школы. И хорошо, если помогать им торговать. Мы им показываем, что есть перспектива в любом случае. «Д». На свадебных видео рома, выложенных в «Ютубе», видно, что и жениху, и невесте от силы лет тринадцать. У нас, в Украине, это есть? В.К. Есть эта проблема. Почему так происходит? В Индии (откуда и вышли рома) о помолвках договариваются, когда дети еще малые. И когда они становятся взрослыми, то есть лет в 16-17, для Индии это считалось уже взрослые, играли свадьбу. Но у нас это исказилось до такой степени и… Это происходит от незнания правил, традиций. И когда детям исполняется 12 лет, 11 лет и их натурально женят. Я не знаю, насколько половые отношения у них есть или нет, но сам факт, что их считают полноценной семьей, это ненормально. ПОГРОМЫ «Д». Когда вы впервые почувствовали дискриминацию по отношение к ромскому населению? В.К. Город, где мы жили, был маленький. Все друг друга знали. Отца и дедушку очень уважали. Я не чувствовал какой-либо дискриминации ни там, ни в армии. Наверное, мне повезло. Впервые я серьезно почувствовал это в 2002 году. Петровка, Одесская область. Погромы ромов. Это было серьезно. Я был поражен. Я выезжал туда, но не занимался правозащитой. Там были более серьезные наши адвокаты. В 2016-м, 17-м, 18-м годах снова начали погромы. Были моменты, когда было страшно домой приезжать. Выходить на улицу. Мы тогда уже стали вести эти уголовные дела и не знали, как на это будут реагировать. Но, слава Богу, все обошлось. «Д». В каких областях были погромы? В.К. Почему-то наиболее резонансные были в Одесской области. Может, потому как у нас скопление национальностей. Либо потому, что власти не хотят с этим работать. Кроме Одесской, в Закарпатской области был погром и во Львовской области очень серьезный. Там даже убили одного парня. Харьковская область. Киевская. Но надо уточнить, что жители областей реагируют очень отрицательно на приезжих ромов. И тем более, если они выглядят не как все. Возможно, они не так дорого одеты, как все остальные. У них маленькие дети. Они несут какие-то сумки. Речь идет о временных поселениях. Кочующих трудовых мигрантах. Это люди, которые едут с Закарпатья на сезонные работы. Вот сезонные рабочие приезжают во Львов, потом оттуда разъезжаются по разным областям. И Пока они пересиживали и искали, в какой из областей есть работа, они разбили палатки свои, и так получилось, что группа «активистов», а там были в основном малолетки 16-17 лет, решили, что «проблема в цыганах». И ночью напали на эти палатки с топорами с ножами, а там женщины, дети. Одного мальчика ранили. Женщину очень сильно избили. И убили парня. Рома. Благо, что к этому времени мы с полицией имели хорошие контакты. Мы быстро смогли отреагировать. Позвонили нашему представителю. Их всех задержали. Восемь юнцов и двое взрослых. Идет к концу судебное расследование, и мы ждем результата. Ждем решения. Закрылась граница с Россией. У нас много людей, которые уезжали в Россию на заработки. Они остались здесь. Это не те, которые на вокзалах сидят. Они собирали металлолом, разбирали и сортировали мусор, сдавали его за какие-то деньги. Фактически занимались черной работой, которую никто из нас не будет делать. Но вот граница закрылась, и они стали выезжать на заработки в ближайшие области. И сразу проявили себя праворадикальные группы. Какой у них посыл был: «Полиция ничего не делает! Местные власти ничего не делают! А мы делаем! Мы применяем насилие, но оно оправдано, потому как никто не реагирует!». И это все демонстрировалось в Интернете. У нас где-то 18 случаев подобных зафиксировано. Многие дела в полиции, но, знаете, и про них забыли. Какие-то там, где мы можем как-то влиять, требовать, где резонанс, рассматриваются. Надеемся, что будут какие-то результаты. ЧТО ПРОИЗОШЛО В ИЗМАИЛЕ Как-то раз, в нулевые, когда я работал на одной одесской телекомпании, приехал вечером журналист, снабжавший редакцию криминальными новостями. Приехал он зол и в подпитии. Какой-то малолетка затащил в подвал девочку семи лет и пытался изнасиловать. А когда это не получилось, убил девочку и отрезал ей нос. Выколол глаза. Журналист проклинал убийцу и его родителей и сам чуть не плакал. Но он ни разу не упомянул этническую принадлежность малолетнего изверга. Из чего можно сделать вывод, что убийца был, как говорят полицейские, «славянской национальности». А вот будь это кавказец? Или ром? За несколько дней до Международного дня ромов Интернет взорвался. В Измаиле двое подростков жестоко убили местного, довольно известного бездомного, у которого даже страничка в «Инстаграме» была. В городе назревали митинги, вполне возможен был погром. В «Фейсбуке» призвали «разобраться с цыганами». Погибший В.К. Что произошло? Там четыре семьи. По сути, это бездомные семьи. Насколько я помню, три поколения этих семей практически неуправляемые. В каком плане? Нет отцовства. Матери и бабушки бродяжничают, попрошайничают, их дети, естественно, не социализированы. Они не получали воспитания необходимого для нормальной жизни. Общественность не повлияла. Социальные службы самоустранились. Мы когда из Измаила уехали, некому стало работать с такими семьями. Культурные традиции, уважение к старшим, посещение школы — все это было потеряно. Основная задача для нашего центра было — не дать повториться Лощиновке. От редакции. Напомним, что в 2016 лощиновский пастух нашел труп девочки с признаками насильственной смерти. Местные жители предполагают, что девочка перед убийством была изнасилована. Полиция заподозрила 20-летнего представителя ромской общины, проживающего в этом же селе и дружившего с семьей погибшей. Когда об этом стало известно, селяне начали громить дома 12 цыганских семей. В них разбили окна, уничтожили имущество, заборы, некоторые дома подожгли. Между тем по поводу вины упомянутого рома есть серьезные сомнения, и в суде дело откровенно разваливается, о чем «Думская» не раз писала. В.К. И, конечно же, мы обратились к местным ромам, там есть несколько лидеров, которые прислушиваются. Мы попросили организовать встречу с мэром. Наши представители встретились с полицией, правоохранители пообещали, что все будет под контролем. Для нас это трагедия. Ребенок, что бы он ни совершил, до конца не поймет, что он сделал. Жизнь искалечена – 100%. Там ничего уже хорошего не жди. То, что произошло, надо показывать как пример, как не надо, чтобы было. Все должны задуматься, как из этой ситуации выходить. Для этого нужно делать платформу социализации для таких ребят. Не только ромских, кстати. ЦЫГАНЕ ИЛИ РОМЫ? Во времена СССР все смотрели мыльную оперу «Цыган», ставшую настолько популярной, что она получила продолжение «Возвращение Будулая». Врезался в мозг винрарный саундтрек. Все плакали, когда простая русская женщина Клавдия (Клара Лучко) бежала навстречу семейному счастью в лице супергероя Будулая. Постсоветский человек попросту недоумевал, когда вместо понятного слова «цыган» стало звучать непонятное «ром». К слову сказать, наша редакция отказалась от первого, считая его некорректным и обидным для представителей этого этноса. Но еще недавно оно было единственным в употреблении. Других-то значений и не было. Как сами ромы относятся к этому? В.К. Например, в России употребляют это слово официально на встречах, у нас в Киеве есть Цыганский театр, он так и называется. Но есть юридические моменты, которые нужно учитывать. В 1971 году в Лондоне состоялся первый Всемирный конгресс ромов Европы, и там было решено сделать 8 апреля Международным днем ромов. Этот день признан во всем мире, и в Украине тоже. В Лондоне утвердили ромский флаг, ромский гимн и определили, что официально наша национальность называется «ромы». В Украине мы с 1995 года говорим, что мы ромы. Где-то в 2000-х это стали слышать. Плюс, когда мы добились появления государственных программ по ромской проблематике, слова «ромы», «ромское национальное меньшинство» стали употреблять уже официально. Впрочем, приходилось в судах вставать, останавливать процесс, говорить, что «цыгане» — это неправильно, нарушение. Судьи стали прислушиваться. Это много лет работы на разных уровнях, всех, кто к этому имеет отношение, общественных организаций, международных. В принципе сейчас есть какой-то стандарт. Поэтому у нас, в Украине, в Европе, именно «ромы». Тут следует добавить, что слово «ром» до сих пор заставляет многих удивленно распахивать глаза. Пройдет еще много времени, прежде чем оно станет общеупотребительным. Думается, что на «хохлов» мы уже научились обижаться, теперь надо еще научиться не оскорблять других. РОМЫ И НАРКОТОРГОВЛЯ «Д». Сталкиваются ли с дискриминацией ромы, проживающие в Одессе? В.К. В самом городе проживают семьи ромов с достатком. Одесса вообще недешевый город. Больше проблем все же в районах. Здесь стоит учитывать, что относительно нас дискриминация в связи с децентрализацией. Многие не видят ромов частью громады. А отсюда тянутся другие проблемы — сложности с документами, трудоустройством. А самая большая дискриминация — это судебная система и полиция. Хотя мы говорим, что в уголовных делах нет национальностей, и у нас есть 161-я статья Уголовного кодекса, где говорится о дискриминации по национальному признаку в том числе. Однако когда в полицию или суд обращаются ромы, невооруженным глазом видно, как меняется отношение к ведению этого дела. Эти дела неохотно рассматривают, и это большая беда. «Д». Давайте перейдем к сложным вопросам. Как вы думаете, почему части ромского народа была отведена такая ниша, как наркоторговля? В.К. Вопрос, казалось бы, простой, но он очень глубокий. Я себе этот вопрос сам задаю. Я приведу пример нашей семьи. Это пример из жизни, чтобы было понятно. Мы когда жили при СССР в Килии, ни один член нашей семьи («семья» — это человек 40-50), никто никогда не занимался наркоторговлей. Все имели образование. У всех была работа. Кто-то на заводе работал, кто-то занимался спекуляцией, но они не воровали! Они привозили из Риги свитерки, платочки, это было модно. Но воровство и наркоторговля — это было табу! С тобой бы перестали здороваться! Тебя бы перестали уважать. Когда Союз распался, открылись границы, вся эта нечисть стала к нам активно поступать. То, что происходило здесь, в Корсунцах, в Палермо так называемом, мы в Килии слышали как отголоски какие-то. Но со временем это разрасталось. Это кто-то крышевал. Это кто-то развивал. Это кто-то позволял делать. Поэтому со временем оно дошло и в другие районы. Почему ромы? Я привел свою семью, так как у всех есть образование, есть статус, но в основном ромские семьи бедные. У них нет работы. И принцип такой: надо сегодня заработать, чтобы поесть. И им давали такую возможность заработать. Их использовали… Конечно, среди них стали появляться наркобароны. То есть проблема низкого уровня жизни. В этом проблема. А вовсе не потому, что ромы хотят быть наркоторговцами. В УКРАИНЕ ВСЕ ЖЕ ЗАЩИЩАЮТ РОМОВ «Расизм в Европе набирает обороты во время пандемии COVID-19». Под таким заголовком опубликовал свои материалы портал «Здоровье и права человека», поддерживаемый Гарвардским консорциумом и университетом Дрекселя. В них говорится: «Вирус COVID усугубляет вирус расовой ненависти через политиков, журналистов или в социальных сетях. Жестоким примером является дискриминационное обращение с меньшинством рома в Европе… Наблюдается пугающая эскалация популистских и расистских голосов, стремящихся обвинить общину рома в этой пандемии. От Словакии до Румынии и Болгарии государства приняли непропорциональные или милитаризованные меры, направленные против ромских кварталов или городов. Болгарский член Европейского парламента Ангел Джамбазки сказал, что ромские «гетто стали настоящими гнездами заразы». В Украине такой проблемы, по сути, нет. Украинцы и сами-то носят маски только в том случае, если им пригрозят штрафом. Да и карантин не соблюдают. Так что, всем начхать, если в палатках ромы ходят без масок. Однако если в европейских странах существует такая проблема, то что уж говорить о правах ромов в России. В.К. Среди европейских стран Украина впереди в общественном движении. Мы делаем очень много международных встреч. Неделю назад мы проводили встречу с МВД. Мы работаем на уровне Верховной Рады, в комитете по правам человека с уполномоченным по правам человека. Это все дает свои плоды. В России этого нет. Там просто этого не может быть. И все. Люди боятся за свою жизнь и не могут отстаивать свои права. Не то, что у нас в Украине. Именно этим мы и отличаемся. Владимир подарил мне значок организации с флагом ромов. Флаг, как и украинский, разделен на два поля — синее небо вверху, но внизу не желтое пшеничное поле, а зеленая трава. В центре флага находится красное колесо. Мне подумалось, что быть причастным к судьбе этого народа — тяжелое бремя. Еще очень нескоро будет преодолены вражда и насилие в отношении ромов. Кстати, фамилия Жогов, как говорила бабушка – цыганская. Жог – плут! Где-то у нас в роду ром проскакивал! Я, подумав, посмотрел на значок и прицепил его к пиджаку. Автор – Дмитрий Жогов СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!
0
Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter |
Статьи:
21:03 Прилетело за деньги в трусах: одесская полиция нагрянула с обысками в фонд «Вера. Надежда. Любовь»
Обыски прошли в офисе благотворительного фонда «Вера. Надежда. Любовь» и квартире его директора Татьяны Семикоп. Этот факт официально правоохранители не комментируют, но признают, что в социальных сетях обнаружили информацию о незаконном использовании гуманитарной помощи. Читать дальше
20:32 В сети появилась информация, что Приморский ТЦК передал полиции запрос на розыск Сергея Стерненко
Как отмечено на документе, появившемся в интернете, Стерненко разыскивают из-за неявки в ТЦК по повестке.
19:04 Мэрия прокомментировала работы на пляже Дельфин
На данный момент полиция приостановила работы, однако стало известно, что они касаются двух заброшенных аэросоляриев, не использовавшихся много лет. Мэрия сообщила, что проект заказан КП «Узбережжя Одеси» и предполагает установку инклюзивной спортивной площадки за внебюджетные средства. Также достигнута договоренность с владельцем зданий о создании кафе и благоустройстве прилегающей территории. Читать дальше
18:32 Вбивати з любовlю як козаки-характерники Чого тільки не розкажуть одесити
17:21
Мэрия прокомментировала работы на пляже Дельфин
На данный момент полиция приостановила работы, однако стало известно, что они касаются двух заброшенных аэросоляриев, не использовавшихся много лет. Мэрия сообщила, что проект заказан КП «Узбережжя Одеси» и предполагает установку инклюзивной спортивной площадки за внебюджетные средства. Также достигнута договоренность с владельцем зданий о создании кафе и благоустройстве прилегающей территории. Читать дальше Думская в Viber |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кафе вместо заброшенных аэросоляриев? В районе одесского пляжа Дельфин начались работы (фото)
|