8 марта 2016, 18:34
«Одесская» женщина от палеолита до средневековья: каменные и глиняные «Венеры», амазонки с длинными черепами и античные гаремыВ Международный женский день «Думская» обращается к истории родного края. С помощью наших экспертов, археологов, историков и этнологов, мы попытались проследить, как менялась социальная роль прекрасного пола с момента появления человека разумного в одесских степях и до настоящего времени. Сегодня предлагаем вашему вниманию первую часть ретроспективы. Самые первые люди на территории современной Украины появились еще миллион с лишним лет назад, в Закарпатье. Конечно же, они не были представителями вида Homo sapiens (он появился 80-40 тысяч лет назад), относились к более древнему Homo erectus, архантропам, и, скорее всего, даже не являлись нашими предками, проиграв эволюционное соревнование другим популяциям. Северо-Западное Причерноморье заселили намного позже, в мустьерскую эпоху – примерно 100 тысяч лет назад. И первыми жителями Одесской области были неандертальцы, чьи стоянки известны в Кодымском, Белгород-Днестровском и Беляевском районах. К сожалению, о положении женщин в неандертальском социуме известно очень мало, а находки, сделанные в регионе, не проливают ни малейшего света на сей вопрос. Впрочем, нашими предками неандертальцы, как и закарпатские архантропы, не были – это еще одна боковая ветвь эволюции, безвозвратно сгинувшая во тьме веков. Настоящие люди, к коим имеем честь принадлежать мы с вами, появились в причерноморских степях примерно 40 тысяч лет назад, вытеснив неандертальцев, причем отнюдь не мирно: кроманьонцы просто уничтожили неоантропов. Эдакий геноцид эпохи палеолита. С элементами каннибализма, кстати. Но вернемся к женской теме. Археологи считают, что в позднепалеолитических общинах роль слабого пола была довольно высока, а в некоторых царил если не матриархат, то что-то вроде него – большими семьями руководили бабушки (старшие женщины), на плечи которых ложилась ответственность за выживание родичей. Мужчины бегали с копьями за мамонтами и шерстистыми носорогами, но охота – штука нестабильная: сегодня ты притащил в родную пещеру почти тонну мяса, а завтра все голодают. Более-менее постоянное пропитание, хоть и скудное, обеспечивало собирательство, и тут именно женщины были, фигурально выражаясь, на коне. Они же передавали знания подрастающим поколениям и берегли – в буквальном смысле – домашний очаг, поддерживая и сохраняя огонь. На многих стоянках этого периода, в том числе расположенных на территории нынешней Одесской области, находят каменные фигурки женщин довольно пышных форм, с гипертрофированными половыми признаками, огромными грудями и задами. Ученые прозвали их «палеолитическими Венерами». Возможно, это атрибуты какого-то примитивного культа Матери, который просто не мог возникнуть, не занимай женщина каменного века важного положения в тогдашнем примитивном социуме. Еще больше упрочились позиции дочерей Евы после того, как человечество освоило производящее хозяйство – в неолите. Высокое искусство добывания пищи «из земли», как полагают многие исследователи, первоначально было делом исключительно женским, ведь его породило собирательство, которым занимались жены охотников. Ну а кроме того, земледелие циклично. Факт рождения – что нового человека, что урожая – обрел сакральный смысл, освятив и женщину, которая рожает и выращивает. Так родился новый культ. Тогда же появились и первые женские украшения – перламутровые ожерелья, костяные подвески и так далее. Да что там говорить, неолитические модницы даже красились – охрой, сажей и прочими природными красителями! Правда, скорее всего, традиция раскрашивать лицо в то время имела больше ритуальное значение, нежели практическое, и мужчины тоже малевали на лицах всякие узоры. В медно-каменном веке (энеолите) происходит второе рождение «венер». Делали их уже из глины, а не камня, но образ остался прежним: огромные груди, попы, треугольники женского начала, символизирующие плодородие. Появились и сосуды соответствующей формы. Теперь это уже не просто женщина, а Мать-Природа, которая дарит людям свой урожай. Особенно много таких фигурок дала трипольская культура и наследовавшая ей в Причерноморье усатовская, названная так в честь одесского пригорода. Памятники усатовской культуры изобилуют металлическими украшениями, а также бронзовыми зеркалами – чисто женским атрибутом, который мужчинам без надобности. То есть, статус присутствовал. С другой стороны, если верить изучавшим усатовские могилы антропологам, продолжительность жизни женщин тогда была меньше мужской: 17-25 лет против 40-45 у сильного пола. С чем это связано, не очень понятно, тем более, что следов насильственной смерти на женских скелетах нет. Может быть, мы находим погибших во время родов? Роль женщины начала меняться уже в III тысячелетии до новой эры. Этот период на юге Украины отметился серьезными катаклизмами, как природными, так и социальными. Климат стал более сухим, породив кризис земледелия и способствуя развитию скотоводства. На этом фоне представители так называемой ямной культуры – протокочевники-индоевропейцы — фактически уничтожили усатовцев и трипольцев. Процесс, правда, занял не одно десятилетие, но война все равно была страшной: пепелища на остатках древних поселений встречаются довольно часто. Соответственно на первый план выходят мужчины-воины, а женщина обретает свой второстепенный статус жены и матери. Богатых женских захоронений у ямников, катакомбников, сабатиновцев и белозерцев (эти культуры бронзового века наследовали ямной) почти нет. В раннем железном веке аридизация продолжается, наш регион становится сугубо степным. Как следствие — настоящий кочевой образ жизни и серьезная милитаризация общества. Насколько мы можем судить, в начале I тысячелетия до нашей эры женщин в Северном Причерноморье уже ни во что не ставили. Всем заправляли волосатые мужики, умевшие лихо скакать на конях, стрелять из луков, рубиться мечами и похищать у соседей скот и баб. Большинство украшений в киммерийских и раннескифских могилах являются мужскими, а милых частиц женского быта археологи почти не находят. Именно тогда появляется варварский обычай хоронить умерших или погибших мужей вместе с их спутницами (женами, наложницами и рабынями), которых во время похорон умерщвляли, причем довольно жестоко: удушая платками или же закапывая заживо. Однако параллельно с этими ужасами возникло и уникальное явление «амазонок» — некоторые скифские и сарматские женщины полностью меняли образ жизни, превращаясь в воинов, наводивших ужас на врагов. В скифском кургане у села Шелюги Акимовского района Запорожской области обнаружено погребение шести скифских женщин-воинов. Исследователи достали из могил ожерелья из золотых и стеклянных бус, бронзовые зеркала, гребни, костяные и свинцовые пряслица, железные наконечники копий и дротиков, бронзовые наконечники для стрел, очевидно лежавшие в колчанах. Еще дальше пошли сарматы, сменившие в наших краях скифов. У них роль женщины резко возросла: знатные сарматки нередко занимали должности верховных жрецов, а воинов женского пола в некоторых племенных союзах было больше трети. Геродот писал о том, что сарматские женщины, «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага». Другой историк, известный как Псевдо-Гиппократ, информировал широкую античную общественность, что сарматские девушки нередко удаляли себе правую грудь, чтобы вся сила и жизненные соки перешли в правое плечо и руку, сделав женщину сильной наравне с мужчиной. Сарматы, кстати, были первыми на нашей территории, кто применил технологию изменения внешности, весьма похожую на нынешнюю пластическую хирургию. Нет, конечно, груди и губы они не накачивали, зато деформировали черепа – при помощи жесткой повязки, которой перетягивали голову новорожденным детям, добиваясь вытянутости головы. Сначала это была национальная традиция некоторых сарматских племен (черепа вытягивали всем, вне зависимости от пола и социального положения), но уже в эпоху аланов и гуннов, бравших в жены аланских женщин, превратилось в чистое украшательство, если так можно выразиться, причем исключительно женское. Древних греков, благодаря которым мы знаем все это, скифские и сарматские порядки откровенно шокировали. Оно и не удивительно, ведь эллины относились к женщинам примерно так же, как современные мусульмане. У людей, которые считаются родоначальниками демократии, жены не имели никаких прав, считаясь собственностью мужей наравне с рабами, проводили большую часть времени в женских половинах домов – гинекеях (гаремах), а если и появлялись на улицах, то с закрытым лицом и в сопровождении мужчин. Отсюда, кстати, и бурное развитие гомосексуальных отношений в женской среде, воспетых великой поэтессой Сапфо (Сафо). В греческих колониях Северо-Западного Причерноморья, на месте одной из которых сейчас стоит Одесса, было несколько проще, чем в Афинах, однако суть от этого не менялась: античный мир рассматривал женщин как объект, а не субъект права. Юридически закрепили такое положение римляне: знаменитые «Двенадцать таблиц», являющиеся основой нашей правовой системы, гарантировали абсолютную власть мужей над женами, которых можно было даже продавать в рабство. С другой стороны, именно античная цивилизация породила то, что сейчас называется индустрией красоты. Собственно, даже слово «косметика» имеет греческие корни и означает «искусство украшать». Рабыни, которые ухаживали за лицами богатых гречанок, именовались «косметами». Древние греки верили, что внешняя красота приближает человека к божествам. Вот и старались вовсю, работая над своей внешностью. Благовонные масла, украшения и одежда были важнейшей статьей торговли в древнегреческом мире. Тира, Ольвия, Пантикапей и другие причерноморские государства выжимали последние соки из жителей своих «хор», сельскохозяйственных округ, чтобы обменять аграрную продукцию на предметы роскоши, предназначенные для ублажения жен правителей и прочей элиты. Античная косметика, как и сейчас, делилась на декоративную и лечебную. Декоративная косметика представляла собой нехитрый набор из сажи для век, белил для лица, мазей и масел, которыми растирали тело (кунжутовое, оливковое, касторовое). Такая смесь из масел смягчала кожу и защищала ее от солнца. Простейшими благовониями служила мирра, розовое и лавандовое масло. Особое внимание уделялось пропорциям тела. Стандартом, дошедшим до нас из глубины веков, является фигура Венеры Милосской: все те же 90-60-90, которые до сих пор привлекают мужчин. Из предметов, подчеркивающих красоту, у древних были гребешки, расчески и серебряные зеркала, которые перед применением надо было натирать до блеска. Белокурость была в почете у римлян, поэтому для отбелки волос римлянки использовали нехитрый рецепт: козье молоко они смешивали с золой букового дерева, натирали этим раствором волосы и высушивали голову под прямыми солнечными лучами. Одна из жен императора Нерона для смягчения кожи ежедневно принимала ванну из ослиного молока, а некоторые смешивали глину с травами, наносили ее на на все участки обнаженного тела, и когда глина полностью высыхала, разбивали этот кокон. Кожа после такой процедуры была гладкой и шелковистой. Особым шиком считались ванны с добавлением ароматических масел. Золото всегда было статусным металлом, поэтому знатные женщины должны были иметь его в своем арсенале. Украшения для волос тоже можно отнести к средствам воздействия на мужчин. Заколки и золотые кольца для хвостиков и кос блестели на солнце и привлекали сильный пол. Продолжение следует… Авторы – Олег Константинов и Жанна Жукова, фото Сергей Смоленцев и Интернет СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ! Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter |
Статьи:
21:02 Королевы льда и Instagram: как «Сестры Кракен» из Одессы покорили хоккей и соцсети!
Одесский хоккей переживает ренессанс: в Украинской лиге дебютировала мужская команда «Шторм», а женская команда «Сестры Кракен» завоевала бронзу на чемпионате страны. Но этим их достижения не ограничились: один из рилзов команды уже собрал 15 миллионов просмотров! Читать дальше Думская в Viber |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||