22 июля 2018, 11:13
Закрашенный герб и Христос в папской тиаре: одесситам показали уникальные иконы с запорожскими казакамиСтрогие лики святых смотрят на нас, грешных, со стен и витрин: в Одесском историко-краеведческом музее (Гаванная, 4) работает выставка украинских икон из музейного собрания «Свет веры». Старший научный сотрудник музея Степан Бурлаков подчеркивает: все экспонаты здесь уникальны. Второй такой иконы не найдете… Кроме фигур святых, на некоторых образах присутствуют исторические личности. На выставке представлено аж семь запорожских икон. Это три большие иконы (оригиналы) с Покровской церкви Новой Сечи, три меньшие иконы (оригиналы) из церкви села Капуловка и список Покровской иконы с кошевым атаманом Петром Калнышевским. Последняя таит, по мнению доктора исторических наук Тараса Гончарука, немало загадок. Во-первых, в барочном овальном обрамлении внизу какой-то черный выем – вероятно, в оригинале там был раньше герб войска Запорожского, который позднее закрасили. Оригинал, увы, утрачен, но и на списке черный овал выпуклый – то ли издержки реставрации, то ли под слоем краски и лака тоже скрывается герб. Ведь императорский двор преследовал самого Калнышевского за излишнюю независимость, в том числе и финансовую, расформировал Запорожскую Сечь, видимо, герб оказался под запретом. Хорошо хоть сама фигура Калнышевского и изображения казацких старшин уцелели. Понятное дело, на них не молились, но присутствие светских персонажей в пространстве иконы было в европейском духе. Влияние западноевропейского барокко сказывается на украинских иконах по-разному. Бывало, что религиозные сюжеты представали на светских, по сути, полотнах. С другой стороны, обычные для православия образы писались в заимствованном стиле. Так, на иконах восемнадцатого века «Моление о чаше» и «Царь Царей с Архангелами Михаилом и Гавриилом» Христос увенчан тройной папской тиарой, прочие фигуры изображены в стиле позднего барокко, вся композиция украшена богатым растительным орнаментом. Народно-примитивная школа иконописи тоже оказала свое влияние, некоторые иконы словно начертаны детской рукой. А наличие в наших краях старообрядцев привело к созданию строгих образов, без орнаментов и вычурных резных рам. Музейная коллекция икон формировалась разными путями. Большая часть некогда принадлежала Одесскому обществу истории и древности. Так, в 1839 году создатель и секретарь общества Николай Мурзакевич подарил организации список храмовой иконы «Покров Богородицы» (1836) из Никополя. В 1879 году в музей общества (ныне Одесский археологический) были переданы иконы из ризницы Покровской церкви села Капулевка Екатеринославского уезда. Это иконы восемнадцатого столетия «Три святителя», «Одигитрия», «Святой Владимир» и «Тайная вечеря». Из бывшей церкви села Покровского в музей общества попали также иконы «Моление о чаше», «Святой Николай» (1764), «Царь Царей». В 1956 году археологический музей передал часть своих экспонатов краеведческому. В 1970-1980-х годах государственные учреждения передавали в краеведческий музей иконы из заброшенных церквей. В этом году празднуется 1030-я годовщина Крещения Руси, и каждый посетитель выставки «Свет веры» может не только полюбоваться старинными иконами как творением рук неизвестных мастеров, но и принести святым образам свои молитвы, ведь они и были когда-то, как говорят, «намоленными». Автор — Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ! Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter Новости по этой теме: |
Статьи:
|
||||||||||||