Мошул: в придунайском селе отметили григорианское Рождество «шаманскими» плясками с чудищами и дембелями  


Корреспондент «Думской» побывал в селе Орловка Ренийского района, чьи жители — православные молдаване — весьма необычно отмечают григорианское Рождество.

Огромное четырехметровое чудище под крики и улюлюканье толпы медленно передвигается по площади. «Мошул, мошул», — загудел народ, увидев процессию. Верхняя часть наряда Мошула (в переводе с молдавского «Дед») представляет собой большую шаманскую маску, сшитую из шкур животных. Она начинается от живота, имеет прорези для глаз и выглядит очень воинственно. Высокий верх украшен цветами, блестящими елочными украшениями и длинными разноцветными лентами. На поясе «шамана» висят большие приспособления, которые издают очень своеобразный звук, похожий на велосипедный звонок. Для того, чтобы эти штуки «заговорили», Мошул делает движения бедрами, похожие на танец живота.




Несут и поддерживают странное создание полтора десятка дембелей в расшитой по старой армейской традиции униформе. Навстречу им с другого конца села двигается такая же процессия — со своим Мошулом. Через несколько минут они сходятся, и начинается диковинный танец. Мошулы то соприкасаются лбами, как будто секретничая друг с другом, то откидываются назад, словно получая удар по маске.

Пока Мошулы общаются, молодые парни в форме, положив руки на плечи друг другу, танцуют вокруг чудищ заводные молдавские танцы. Некоторые со всей дури бьют о землю «мачуке» — большими плетеными приспособлениями, похожими на огромные веники. Таким образом они изгоняют из села злых духов. Это, напомним, происходит в центре Европы!

Заводная молдавская музыка, удары мачуке, танцы и крики толпы сливаются в какофонию. Наконец танец Мошулов заканчивается. Открывают шампанское. Взлетают пробки, и зрителей обдает пахучими брызгами. Шаманы обмениваются пенным продуктом и вливают в себя содержимое бутылок. Далее следует ритуальный обмен подарками — бутылкой кефира, водяным пистолетом, семейными трусами и календарем. Закончив с ними, Мошулы и их сопровождающие обращаются к сельскому голове, выпрашивая у него подношение. Скупиться не положено, и примар открывает кошелек. После этого начинается кульминационное действие – «битва». Дембеля снова поднимают своих Мошулов и обе группы сходятся лоб в лоб. Они толкают друг друга, пока одна из масок не упадет. Потерявшая Мошула сторона считается проигравшей. Победители получают барашка, которого забивают, чтобы приготовить из него традиционную каварму (блюдо из тушеного мяса).

Накануне ночью молодые парни села ходили от дома к дому, выпрашивая вино и еду. Колядующий может взять со двора все, что захочет (в разумных пределах), поэтому утром на празднике многие увешаны прищепками и гроздьями горького красного перца. У некоторых на головных уборах приколоты белые цветочки. Это означает, что юноша нравится незамужней девушке и та приколола ему этот знак. Иные молодые люди носят по два-три цветочка: видать, пользуются успехом.

Вот такие события происходят в Орловке каждое 25 декабря. Что характерно, местный люд - прихожане Украинской православной церкви, и Рождество отмечают 7-го января. Однако святочные гуляния у них начинаются по григорианскому календарю, что, кстати, не приветствуется церковными властями.

«Так повелось с периода, когда эта территория была в составе Румынии — Румынская православная церковь живет по новоюлианскому календарю, и Рождество у них 25 декабря, — говорит сотрудник кафедры археологии и этнологии Одесского университета, доктор исторических наук Александр Пригарин. — В самом же обряде ничего сверхординарного нет. Это вариант знакомого всем нам колядования с ряжеными персонажами — «дедом», «солдатом» (те самые дембеля) и другими. Но орловцы творчески переработали ритуал, развили его, дополнили своими элементами. Получилось необычно, хотя к христианству это никакого отношения не имеет».

Праздник не раз пытались отменить, особенно в советское время. Тогда за то, что допустили «шабаш», даже снимали секретарей райкома и председателей колхоза. Сейчас с традицией пытаются бороться церковники. Но тщетно: орловцы — народ упертый. В будущем они надеются превратить Мошула и другие особенности местной этнографии в замануху для туристов. Чтобы зарабатывать. Что ж, отличный план.

Автор — Сергей Смоленцев

 
СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!


















































































Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter




Т.А.
Забавно! )А жители села молодцы, сохраняют традиции!
   Ответить    
сам-борец
Какая-то полупьяная клоунада.Сомневаюсь, что кто-то из этой военизированной попойки был в АТО. Намного зрелищней было бы, если  они были в национальных костюмах.
   Ответить    
Suprug
Синева…
   Ответить    
   Правила



5 декабря
08:25 За шесть миллионов гривен светофоры в Одессе будут работать без света, но их не так много
2
4 декабря
21:21 Удобная и доступная среда для всех жителей: одесский застройщик поделился опытом для создания комфортной жизни (общество)
3
19:48 Самец зебры и капуцины: в одесской мэрии рассказали, кого купит зоопарк, отчего там может случиться «звиздец» и как умерла белка
11
17:22 «Аудит Сырского» и дисбаланс между тылом и фронтом: почему медиков и ПВОшников массово переводят в обычную пехоту
38
15:16 Погасят долги за свет и обратятся в полицию: одесские депутаты дадут 5 млн ЖКСу, который не платит по счетам
5
12:59 Праздничная шкатулка: встречай зиму в лучших украинских традициях вместе с Авророй (на правах рекламы) фотографии
4
12:34 Для галочки: в Одессе депутаты горсовета проголосовали за снос памятника Пушкину и другим имперцам
205
11:34 Рокировка в Одесском горсовете: соратница Труханова сложила депутатские полномочия
4
10:41 Без правой руки? Соратница главы облсовета сменила официальную должность, опасаясь увольнения
6
Одесские расклады
08:34 Теплый декабрь: синоптики рассказали, каким будет первый месяц зимы в Одесской области
10
3 декабря
22:31 Крынки наоборот: украинские «эдельвейсы» зачистили один из плацдармов российских оккупантов на правобережье реки в Харьковской области — почему это важно видео
11
21:44 Про «хороших русских» и Одессу вне войны (видео) видео
16
20:15 Попытка госпереворота в Южной Корее: как кризис скажется на отношениях между Сеулом и Киевом? (обновлено)
15
19:46 Доступная среда, помощь людям с инвалидностью и влияние ТЦК: в Одессе прошел форум по безбарьерности (фото, общество) фотографии
1
17:55 Одесская мэрия не знает, как оприходовать Хаджибейскую дамбу: суд отказался объяснить, что делать
12




Статьи:

Несовершенство укрытий или предательство: почему не сработала защита электроподстанций Одесчины и что будет с «островом Бессарабия»

Ядерный апокалипсис, который не случился (колонка)

Кровавая тысяча: момент истины для Украины — хороших решений нет, но все равно надо драться





03:52
ВІДБІЙ повітряної тривоги


03:35
Увага. ПОВІТРЯНА ТРИВОГА


20:47
Критерии декоммунизации и деколонизации. Все ли равны?

А ваше мнение оставляйте у нас в комментариях.

19:41
«Тривога по-одеськи» нова, чисто одеська вистава від творчого колективу, який подарував публіці такий шедевр як «Поїзд «Одеса-мама». Ролі виконують неперевершені Олег Філімонов та Діана Мала народні артисти України та улюбленці глядачів.

Спершу дамо відповідь на ваше очевидне питання: чи доречно в такий складний час, який ми всі переживаємо, сміятися? Творці вистави наполягають: можна, особливо якщо це патріотично, дотепно і душевно!

Читать дальше

19:02
График отключений света на завтра


15:10
Работу 15 трамвая временно приостановили

Это связано с проведением ремонтных работ на Балковской/Маловского.

Трамвай запустят после завершения ремонта.










Думская в Viber
Ми використовуємо cookies    Ok    ×