Выставка исследовательской платформы PinchukArtCentre «Александр Ройтбурд. Теорема власти» сегодня начинает свою работу в Международном культурном центре UNION (Троицкая, 43).

Музей современного искусства Одессы презентует этот проект, посвященный выдающейся фигуре Александра Ройтбурда (1961-2021), уже более трех десятилетий оказывающей значительное влияние на украинское искусство. Именно 8 августа три года тому назад художник ушел из жизни.

«Тема власти в сегодняшнем мире чрезвычайно актуальна. Российская война против Украины стала фронтиром противостояния диктатуры и демократии. Другим глобальным вызовом является популизм. Александр Ройтбурд верил в просветительский проект и способность гражданского общества отстаивать универсальные ценности. А в неконтролируемой власти усматривал угрозу как для прав и свобод, так и для нее самой», — говорит куратор выставки Константин Дорошенко.

Выставка построена очень интересным образом, это культурологический месседж. Подборка работ позволяет понять художника через его восприятие взаимодействия культуры, социума и власти. В экспозиции также размещены работы, документы и артефакты из частных коллекций и собраний семьи художника. Зритель попадает из зала «Власть художника» в зал «Власть культуры», далее идут «Политическая власть», «Власть телесного и подсознательного» и, наконец, «Абсолютная власть».

Название «Теорема власти» вытекает из того, какие отношения могут быть у искусства и власти. В Советском Союзе люди искусства должны были обслуживать власть, или они становились репрессированными, подвергались притеснениям, рассказывает куратор выставки. Стус погиб уже при Горбачеве. И для человека культуры вставал вопрос о неприемлемости прямого диалога с властью.

«В 1995 году, когда мы только что вышли из турбулентности развала Советского Союза, Ройтбурд провозгласил о том, что молодое искусство должно сотрудничать с государством так же, как и государство должно сотрудничать с искусством, что они необходимы друг другу. Тогда это воспринималось странно. Но ведь за искусством всегда остается право на комментарий, иронию, отстраненность, сарказм, это все было связано с Ройтбурдом. Он был уверен в том, что каждый творческий человек и является носителем власти, так как рождает новые смыслы, концепты, видения, которые потом влияют на политику», — продолжает Дорошенко.

Ройтбурд взаимодействовал с широким кругом представителей культуры, общества и политики, включая первых лиц государства. Общался иногда с радикальными политическими силами, даже его похороны собрали людей, которые в обычной ситуации не подали бы друг другу руки. Как выразился Константин, Ро порой нелепо пытался сгладить общественные противоречия, сегодня такой персоны в украинской культуре не хватает.  

«Война еще больше заострила тему власти, — говорит Дорошенко. – Это война про то, какой будет конфигурация власти в будущем обществе. Или это снова будет реванш диктатуры, или все-таки либеральные ценности и демократия смогут выстоять. На этой выставке мы ищем через искусство ответы на болезненные вопросы. Безусловно, наибольшим ужасом жизни для Ройтбурда была бы неконтролируемая, абсолютная, авторитарная власть. А образы контролирующей советской власти были наиболее пугающими. В последнем зале вы увидите проект «Людвиг, или Жизнь короля», посвященный судьбе очень образованного, очень любящего культуру монарха, который поддерживал Вагнера, читал Захер-Мазоха, но не справился с абсолютной властью и заболел ментальной болезнью. Закончилось это плохо для Людвига, а еще хуже – для Баварии».

На выставке есть портрет Иоганна Вольфганга Гете, олицетворявшего специфическое сочетание человека власти и гениального поэта, так как был еще и канцлером, которому приходилось подписывать смертные приговоры. Ироничное видео с участием Эдуарда Гурвица, не менее ироничный конный портрет Виктора Ющенко, артефакты из Межигорья (например, портрет Януковича из семян, сделанный, ясен пень, не Ро) – все это не о пресмыкательстве перед властью. Книга Дмитрия Корчинского, оформленная Ройтбурдом – еще один пример стремления художника «сшить страну». А сам Ро никогда не рвался к власти, на должности директора музея просто было удобнее радеть об искусстве, и не только современном, он трепетно относился к коллекции старинной живописи Художественного.

«Для меня эта выставка – событие, — продолжает Константин Дорошенко. – Именно благодаря Александру я открыл для себя в 1996 году Одессу, город, где встретил талантливых, ярких творческих людей. Безусловно, Ройтбурд был человеком невероятного таланта коммуникации. В конце 90-х Александр, разочаровавшись в стратегии продвижения украинского современного искусства, уехал в Соединенные Штаты Америки. Для меня это было достаточно болезненно, и я несколько лет не мог ездить в Одессу. Новым шагом в открытии и восприятии этого прекрасного города стало появление Музея современного искусства Одессы. Все построение этой экспозиции – это немножко игра с Ро. Он всегда подчеркивал роль современного искусства, говорил, что это язык, который понятен современному миру, и что молодое демократичное государство должно являть себя миру не только через какие-то традиционные месседжи. К сожалению, до сих пор государственного музея современного искусства Украина не получила».  

Большое количество работ художника находится в частных коллекциях, в том числе за рубежом. «Теорема власти» преимущественно состоит из работ, находящихся в частной собственности. Открыться она должна была в марте 2022 года, но начавшаяся война заставила отложить планы. А вскоре и отказаться от намерения собрать в экспозиции как можно больше работ Ро из музейных собраний.

«Во время войны мы понимаем, что все наши музеи под угрозой, — подчеркивает Константин. — Единственная работа у нас есть из музейной коллекции, это картина «Поднимающий знамя», она принадлежит Музею Революции Достоинства, который, к слову, не имеет собственного помещения. Также хочу отметить, что эта выставка не является ретроспективной. Александр Ройтбурд чрезвычайно плодовитый художник, для ретроспективы понадобилось бы несколько лет труда и намного большее помещение».

«Я всегда завидовал его фантастическому знанию поэзии, — говорит о Ро директор Музея современного искусства Одессы Семен Кантор. – Саша мог декламировать любого поэта без подготовки. Широта знаний поражала, как и знание социальных проблем, это был глубоко образованный человек. Именно эта часть личности Ройтбурда блестяще показана этой выставкой. Дискуссионная платформа в рамках проекта, на мой взгляд, должна быть посвящена не художнику Ройтбурду и не музейщику Ройтбурду, а самой его личности, которая оказала огромное влияние на историю культуры Одессы. Есть слегка забытое слово «культуртрегер», обычно его применяют не к авторам, а к лицам, со стороны вовлеченным в процесс. Для меня его культуртрегерская роль, пожалуй, важнее всего остального, я поражен ее масштабностью. Серьезные события истории художественной Одессы 90-х годов неразрывно связаны с Ройтбурдом».  

При жизни Ройтбурда спросили, хотел бы он музей своего имени.

«Нет, музей своего имени я не хочу, а вот на улицу согласился бы», — ответил Ро.

Недавно в Одессе появился переулок Ройтбурда, ведущий к музею, который Александр возглавлял в последние годы жизни.

Работать «Теорема власти» будет до 22 сентября, не пропустите.

Автор — Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева


СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!














































































Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter

Александр Ройтбурд
Александр Ройтбурд
художник, бывший директор Одесского худмузея, бывший депутат Одесского областного совета
195 новостей

Новости по этой теме:


Реклама



Pegasus
Pegasus 8 августа, 14:56     -4      
Инфопомойка опять нашлепала Д не на своих работах.
   Ответить    
rss911
rss911 8 августа, 15:40     -4      
Читайте буквы, — и поймёте всё, что художники хотели передать… ) 
   Ответить    

   Правила



13 сентября
19:59 Одесситов приглашают на приключенческий мультфильм для всей семьи «Моя причудливая семейка» (на правах рекламы)
18:35 На месте бывшего ликеро-водочного завода возле одесского вокзала вырастет жилкомплекс: новый собственник оформляет земельный участок фотографии
10
16:32 Проблемы психбольницы, что с бронью для водителей скорой и сколько заработал онкоцентр: вице-губернатор Одесской области — о ситуации в медицине (интервью) фотографии
4
14:14 Куда пойти в Одессе: балет для любителей, монолиты музыкальной эзотерики и рекордсмен «Оскара» фотографии
1
12:37 Над Одесским заливом пронесся водяной смерч
3
10:46 Двойная продажа квартир: как литовский застройщик Гердас Дубрицкас квартирами в доме «Граф» торговал
11
08:48 Ночная атака дронов: над Одесчиной сбили 16 «птичек», обломки упали на жилые кварталы, есть пострадавший (фото, обновляется) фотографии
24
12 сентября
23:12 Аиста, которого одесские зоозащитники спасли в Киеве, вылечили и выпустили на волю (видео) видео
1
22:01 Понад 11 мільярдів до бюджету: гральний бізнес б`є рекорди зі сплати податків (новини компаній)
7
21:05 Со второй попытки: одесскую квартиру генерала рф стоимостью 1,5 млн долларов передали государственному агентству (фото) фотографии
14
20:13 Одесситов приглашают на встречу с главредом «Украинской правды»: поговорим о свободе слова в условиях военного времени (общество)
2
19:13 Большое село под Одессой рискует снова остаться без воды из-за крупной задолженности: опять будут перекрывать трассу?
5
18:45 Владельцы одесского дельфинария сохранили за собой руины Масонского дома: суд отказался возвращать памятник в коммунальную собственность
1
17:03 Депутат от ОПЗЖ, вымогавший у военного деньги для одесского судьи, избежал колонии: он заплатит 400 тысяч гривен на «армию дронов»
6
15:15 Военная администрация потребовала от Труханова привести в соответствие все переименованные в Одессе топонимы
33




Статьи:

Скотские условия Александровки: какие продукты закупали для самой большой психбольницы Одесчины и кто на этом зарабатывал

Мастерица сабли: одесская олимпийская чемпионка — о стрессе после соревнований, предстоящих турнирах и тревоге за сына

Чьими устами глаголет истина: юные одесситы о войне, Победе и планах на будущее





19:57
Як одесити ставляться до вступу України в ЄС та чи готові показати свої доходи?



18:33
Уточняем информацию по поводу передачи в аренду на 10 лет почти гектара земли возле одесского железнодорожного вокзала.

Речь идет о бывшем ликеро-водочном заводе, а не «Цифровом городке». Горсовет на сессии 18 сентября рассмотрит вопрос аренды земли на 10 лет.

Читать дальше

16:27
The Kiffness из слов Трампа о том, что мигранты едят собак и котов, сделал сатирический трек.

Как всегда вышло очень прикольно.

Читать дальше

15:34
Декомуннизация супермаркета

В Одессе демонтируют часть названия ТЦ «Таврия В», убирая с фасада слово «Суворовский».

Наш корреспондент уже звонит администрации супермаркета, чтобы узнать, почему решили изменить вывеску.



15:02
Одесские активисты начали срывать объявления, написанные на русском языке.

Поддерживаете?



13:37
Как литовский застройщик Гердас Дубрицкас квартирами в доме «Граф» торговал

Еще на этапе постройки дом «Граф» на Вице-адмирала Азарова, 6 разделили между компанией «Ханбер» и кооперативом «Екодом-1». Стороны распределили площади по своему усмотрению.

Читать дальше








Думская в Viber
Ми використовуємо cookies    Ok    ×