Хроники Освобождения: война глазами ребенка. Часть первая
10 апреля 2014-го года Одесса будет отмечать 70-летие своего избавления от румынско-немецких оккупантов. К этой дате мы запускаем специальный проект «Хроники Освобождения», посвященный истории нашего Города в годы войны. И откроют его детские воспоминания. Кандидату исторических наук и преподавателю Нархоза Надежде Степановне Назаровой скоро исполнится 77. Ей довелось пережить и войну, и послевоенные годы, и распад Союза. Одесситка решила передать «Думской» свои автобиографические записи, которые мы и публикуем. Итак, часть первая — начало Великой Войны. Слово автору.
Мои воспоминания о довоенном детстве носят фрагментарный характер. И неудивительно, ведь к началу войны мне было пять с половиной лет. Жили мы в восьмом номере Театрального переулка (сегодня — Чайковского, — Ред.), напротив широкой чугунной лестницы, которая ведет к театральному скверу. Помню, как воровали маргаритки с клумбы у Оперного — они были высажены в форме огромной арфы, — а потом понарошку варили из них супчики в игрушечных кастрюльках. Дальше этого сквера ходить нам не разрешали, но иногда под предводительством старших мы прорывались на Приморский бульвар к памятнику Пушкину и вволю плескались в огромных чашах с водой.
Надежда Назарова
Но главное времяпровождение наше было на заднем дворе. Сейчас в этом доме уже нет маленького флигелька, который состоял из полуподвала и бельэтажа и который разделял двор на две половины. На заднем дворе был склад декораций Оперы. Это сейчас в основном все рисуется на ткани, легко поднимается и убирается, а до войны и дворцы, и леса рисовали на огромных фанерных декорациях. И каждый день, в зависимости от очередного представления, машины привозили одни декорации и забирали другие. Среди всего этого сказочного мира мы и играли. Главным и моим любимым объектом был огромный лебедь, сделанный, видимо, из папье-маше. Я говорю «огромный», потому что, хотя он и был, наверное, не больше метра, но мне, пятилетней, взобраться на него было нелегко. Обычно на спину этого лебедя сажалось сразу несколько детей, и мы оправлялись в далекое плаванье.
В первые дни войны я, помню, очень просила маму вылить весь керосин в дворовой туалет. Дело в том, что по радиоточке (это такая большая черная тарелка) передавали о зажигательных бомбах, которые использовали немцы. И в моем детском сознании все это - война, зажигательные бомбы, керосин – соединилось. А поскольку летом все готовили на примусе, то в доме, естественно, стояла канистра с этой жидкостью.
Самое страшное произошло в конце июля 1941 года. Война уже шла, мужчин мобилизовали, но нас и Одессу конкретно еще не задело. Был теплый воскресный вечер. Много людей вышли погулять на бульвар. Мама с тетей сидели на лавочке возле нашей полуподвальной «дворницкой» (об этом флигельке я уже говорила). Я с младшей сестрой играли тут же. Рева самолета и шелеста падающей бомбы я не помню, а взрослые потом не могли объяснить, как они в считанные секунды успели схватить нас на руки, сбежать несколько ступенек вниз и прислониться к стене. Но их реакция спасла нам жизнь
Хорошо помню кромешную тьму и пролетающие мимо нас молнии. Я потом уже узнала, что это были не молнии, а раскаленные осколки. Бомба упала на заднем дворе. С полки на взрослых упали медицинские банки — им немного посекло спины (нас, детей, они прикрывали собой).
Когда мы вышли во двор, там была сплошная серая мгла. Только что светило солнце, и вдруг какая-то неестественная мгла, совсем непохоже на обычные сумерки. Потом (уже взрослой) поняла: в результате взрыва образовалось облако пыли, которое закрыло небо, и замкнутое пространство двора, словно в колодце, не давала ему рассеяться.
В этот страшный вечер бомба попала не только в наш двор. Немецкий летчик прошелся после бомбежки на бреющем полете по бульвару и из пулемета безжалостно выкосил гуляющих. Оттуда он свернул к Малому переулку (теперь пер. Некрасова, — Ред.) и сбросил еще одну бомбу. В нашем доме тогда в числе погибших был молодой мужчина, отец нескольких детей, которого после мобилизации почему-то отпустили домой. Женщины во дворе поговаривали: наших мужиков взяли, а этот вернулся. Вот уже поистине судьба, от нее не убежишь.
Люди гибли не только от обстрелов в городе. Погибали нередко и те, кто отплывал на теплоходах в эвакуацию, надеясь на спасение. Один из самых больших лайнеров того времени с несколькими тысячами пассажиров на борту погиб чуть ли не на глазах у провожающих, на траверзе Большого Фонтана (возможно, речь идет о теплоходе «Ленин», который затонул у мыса Сарыч в Крыму, Ред.).
В наш дом еще два раза попадали бомбы. А все потому, что мы находились, по сути, в треугольнике: Оперный театр, обком и гостиница «Лондонская», где был какой-то штаб.
Оперный театр был одним из главных объектов бомбардировок. Но он чудом сохранился. Старые одесситы, наверное, помнят, что до войны Театральная была намного меньше. На месте двух скверов (где сейчас «Моцарт» и доски Героев, — Ред.) стояли дома. Их уничтожили бомбами (в 1944-м, уже после Освобождения, — Ред.).
После очередной бомбежки наша квартира оказалась полуразрушенной. И мы с мамой отправились в село под названием Большая Фомина Балка (километров 15 от Одессы), где жили папины родственники. Мама взвалила на себя мешок с нашими вещами, ручную швейную машинку «Зингер» (единственная ценная вещь в семье), взяла за руку младшую сестренку, которой еще не было и четырех лет, и мы двинулись в путь. Сначала с трудом дошли до Пересыпи к остановке двадцатого трамвая, что идет к Хаджибеевскому лиману. Поездка на трамвае несколько раз прерывалась бомбежками. Все выскакивали из вагона, пытаясь как-то укрыться в придорожных кустах. В основном это были женщины с детьми. Помню, как мама пыталась прикрыть нас собой, прижимая к пыльной земле. Но это нам страшно не нравилось, потому что каждый раз приходилось стирать пыль с лица.
А после поездки на трамвае предстояло еще километров восемь идти мешком. К ночи мы, наконец, добрались в село. В эти дни начиналось то, что потом назовут героической обороной Одессы
Продолжение следует
СМЕРТЬ РОСІЙСЬКИМ ОКУПАНТАМ!
Помітили помилку? Виділяйте слова з помилкою та натискайте control-enter
штука интересная, но не вовремя. возникают ассоциации с настоящим временем, а это манипуляция. ИМХО моя бабушка наоборот, из мигаево в одессу переехала во время войны. в 14 лет её в одессе родители оставили, а сами уехали обратно прятаться от румын. время было не дай бог
манипуляция вот в чем: рассказывают о войне, страхе, смерти в то время, когда в стране и городе напряженная обстановка. тут уже не мало народа собиралось грудью встать на защиту как в 41-м. как в41-м, понятно?
Манипуляция — это скрытый психологический прием, целью которого является заставить человека, вопреки его интересам, выполнить нужные вам действия Ну примерно так. В данном случае манипуляция в чем по Вашему мнению? Спровоцировать людей на какие действия — в сторону войны или мира? Я не вижу в данной статье признаков манипуляции, поэтому и был задан вопрос. Причем без сарказма, в отличие от Вашего ответа )
Примерно соглашусь с Avtor'ом: манипуляция в материале если и есть, то в совсем другом направлении. Заметьте, здесь не идёт речь о подвигах наших солдат при обороне Одессы, о героизме и самопожертвовании Напротив: в тексте передан ужас происходившего, хрупкость мира и жизни. Между строк читается чуть ли не крик: «Не допустить повторения! ". Если это не призыв к миру — то я даже не знаю, что тогда вы считаете таковым.
согласен, что звучит как призыв к миру. но, есть и НО: спровоцировать бойню, а потом призывать к миру? Типа, пнуть кого-то, а потом лечь и «лежачих не бьют! Где ваш гуманизм? Это же плохо! давайте дружить! Зачем нам возна? мир так хрупок! Вот в этом и есть ПРОВОКАЦИЯ!
Вы как-то широко берёте Или это Надежда Степановна или «Думская» этим материалом спровоцировала бойню?
Бойню провоцируют те, кто кричит «на баррикады! « (с любой стороны), кто считает, что «с ними невозможно договориться» (опять же, с любой стороны), кто предпочитает ультиматум компромиссу.
А этот материал — память. История. Которую нельзя забывать. Дабы не повторять.
История интересная, только редакция дезинформирует сообщая, что малый переулок теперь Некрасова, а Малый переулок был Маяковского, а теперь снова Малый! А Некрасова на 200 м нижетак как понять поправку от редакциии и так всегда!!!
Остальные должны быть гиперответственными за последствия своих непродуманных решений и действий. Помните: ни одно событие не стоит слезы ребёнка. И, ещё:благим намерением, радикальными особенно, вымощена дорога в ад.
а почему вы удивляетесь? Старики и дети — это именно безвинные жертвы!! Молодые и здоровые себя и защитить могут (например дав в морду пудовым кулаком) или горланить на митингах — (см.Майдан) и прикрываться демагогическими лозунгами, что он де отстаивает интересы своих детей! Если у человека есть в руках оружие — он уже не БЕЗВИННАЯ жертва
тогда и гитлер-югенты — не безвинные детские жертвы, психологически накаченные с дрожащими руками держащие автомат и борясь с самими собой «нажать, сдаться, убить »
«Один из самых больших лайнеров того времени (несколько тысяч пассажиров) погиб чуть ли не на глазах у провожающих, на траверзе Большого Фонтана.» — интересно, что это было за судно
Моя бабушка пережила в городе оккупацию, на соседней улице — в доме, гды нынче уже нет даже и Валдая — площадь Потёмкинцев. В их доме во времена оккупации располагался немецкий штаб не то подводных лодок, не то военных кораблей. Не помню. Позвоню и уточню. Военного флота в любом случае. Они с матерью были вынуждены переселиться до конца оккупации на чердак, с дырами как в окнах, так и в крыше. Немцы хоть и сволочи, но два одеяла заткнуть дыры дали. Ну, как и у Думской — продолжение следует :))
у меня мать пережила оккупацию в Одессе, много рассказывала, как наши перед поступлением сжигали хлеб завод с хлебом и мукой и стреляли людей которые пытались что то взять себе и что в городе было спокойно пока диверсант-смершевец не взорвал румынский штаб и после этого все деревья и столбы Александровского проспекта были в повешенных, но кто думал о простых людях
Моя мама помнит, что при отступлении по Приморской (суворова) в порт гнали огромный табун лошадей Но, потом выяснилось, что вывозить их не на чем. И тогда какой-то урод дал команду лошадей расстрелять и вот их стали косить из пулемета а потом трупы бульдозером стаскивали и скидывали в море с пирсов порта! Мама помнила, что одна молодая лошадка вырвалась и носилась по военному спуску ее никак не могли поймать
УВАЖАЕМЫЕ ФОРУМЧАНЕ! В СВЯЗИ С НЫНЕШНИМ ПОЛИТИЧЕСКИМ КРИЗИСОМ МНОГИЕ, НАВЕРНОЕ, ПРИЗАБЫЛИ, ЧТО 10 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА ОЧЕНЬ СКОРО, А В 2015 г.- 70-ЛЕТИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ. С КАЖДЫМ ДНЕМ ВСЕ МЕНЬШЕ ОСТАЕТСЯ ТЕХ, КТО ПЕРЕЖИЛ САМУЮ СТРАШНУЮ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ВОЙНУ. УЖЕ ПОНЕМНОГУ УХОДИТ И ПОКОЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ФРОНТОВИКОВ, КОТОРЫЕ ЗНАЛИ О ПЕРЕЖИТОМ УЖАСЕ ИЗ ПЕРВЫХ УСТ — ОТ СВОИХ ПАП, МАМ, БАБУШЕК И ДЕДУШЕК. И ЕСЛИ В ВАШИХ СЕМЬЯХ НЫНЕ ЗДРАВСТВУЮТ ПРЕДСТАВИТЕЛИ САМОГО СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ, ЗАПИШИТЕ ИХ ВОСПОМИНАНИЯ, УТОЧНИТЕ, РАССПРОСИТЕ. ПУСТЬ НЕ ИСЧЕЗНЕТ НИ ОДНА СТРАНИЧКА ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ!!! НИЗКИЙ ПОКЛОН АВТОРУ ВОСПОМИНАНИЙ!!!
Истории от очевидцев — всегда ближе и понятнее, чем строки из учебников и исторических документов. Спасибо и автору воспоминаний, и редакции — за то, что делитесь такой важной информацией.
Здобули: Одесская область оказалась в топ-5 регионов по количеству дел о мошенничестве
4Одесская область заняла четвертое место в Украине по количеству уголовных дел о мошенничестве, открытых в 2025 году. В регионе зарегистрировали 2 947 таких производств. Об этом сообщили аналитики сервиса «Опендатабот».
Лидером антирейтинга стал Киев 6 825 дел. Далее идут Днепропетровская область (4 844), Харьковская (3 677) и Одесская. Пятерку замыкает Киевская область с показателем 2 851 производство.
Всего в 2025 году в Украине зафиксировано 48 871 дело по статье 190 УК «Мошенничество». Это на 25% меньше, чем в 2024 году, когда было зарегистрировано почти 65 тысяч производств. Аналитики отмечают, что показатели фактически вернулись к уровню 2016 года после пика в 2023-м более 82 тысяч дел.
Подозрение объявили в каждом пятом деле 10 456 производств, до суда дошло 18% (8 758 дел). Годом ранее этот показатель составлял 24%. Рост количества дел зафиксирован только в Хмельницкой области (+2,7%), а наибольшее сокращение в Николаевской и Черновицкой областях.
Юрист Александр Иванов связывает снижение статистики с эффектом высокой базы после всплеска мошенничества в 20232024 годах. По его словам, рост тогда был обусловлен развитием онлайн-платежей, интернет-торговли и использованием новых технологий, включая ИИ и дипфейки. При этом активность мошенников остается высокой, а Одесса традиционно занимает высокие позиции из-за развитой экономики и оборота крупных средств.