Твой сын, мама Памяти одесского патриота Якова Гордиенко
70 с лишним лет назад, в июле 1942-го года, в застенках румынской сигуранцы был расстрелян 17-летний одесский подпольщик Яков Гордиенко. Дата эта осталась, увы, практически незамеченной широкой общественностью, политиками и СМИ. А жаль, ведь юный партизан, на наш взгляд, сделал для родного города куда больше, нежели многие деятели, которым в Одессе установлены памятники. Между прочим, памятник Яше ни в советское время, ни в годы независимости никто не додумался поставить. Только мемориальную доску на школе, где он учился…
Наш постоянный читатель, скрывающийся под ником profe-12 (это, кстати, довольно известный одесский литератор), прислал в редакцию свой текст, посвященный Якову Гордиенко. С удовольствием публикуем его на страницах «Думской».
«Все националисты одним говном мазаны, к какому бы народу ни принадлежали — в этом я сто раз убеждался Родиться в Одессе и быть одесситом — две большие разницы. Я давно писал об одессите, украинце с Нежинской улицы, которого заложил прибывший в Город черт, тоже украинец, другому одесситу, также украинцу Тогда поймешь, в чем заключается тайна Мамы, для которой нет украинцев и татар, русских и евреев, немцев и азербайджанцев Все они, ее дети, братья по крови и каждый из нас - титульный, в том числе — приезжие, ставшие настоящими одесситами. Заставить нарушить это братство, сдать своих и Город с его традициями или, даже элементарно травя баланду, еще и настучать, как эти рогатые пидоры — настоящего сына Мамы не смогут заставить ни посулы больших денег, ни муки, ни выбор между жизнью и смертью. Все рано или поздно уходят, одни по-людски, другие по-скотски, и нет в мире силы, которая отобрала бы у нас право уйти с песней на губе, ухмыльнувшись в глаза смерти »
Это письмо другу было написано не сегодня, и не позавчера. Оно длинное. Приложение к нему куда короче.
Украинский коммунист Антон Брониславович Федорович очень любил родную Советскую власть. И было за что. До голодомора, во время голодомора и после голодомора он постоянно чем-то заведовал: и сельсоветом в родном селе, и облотделением культорга Украины в Измаиле, и закрытым спецраспределителем, и… В общем, наступил тот момент, когда товарищ Федорович в своей анкете с гордостью написал, что является сотрудником НКВД.
Украинский комсомолец Яша Гордиенко был далеко не пай-мальчиком, а типичным одесским уличным пацаном, который учился в 9-м классе. И не пересеклись бы их судьбы, если б не война. С учетом того, что Федорович был чекистом, ему предложили возглавить один из отрядов для сражений с врагом на временно оккупированной территории. Так бывший заведующий продовольственным спецмагазином НКВД очутился в Одессе с документами на имя Петра Ивановича Бойко.
Яша Гордиенко был шестнадцатилетним пацаном, а потому начинал всего лишь связным в партизанском отряде. Затем возглавил группу в подполье, которая хорошо давала жябам копоти. И давала бы дальше, если бы у попавшего в Одессу Бойко очко очень быстро не сыграло до такой степени, что он уговорил сам себя: Гитлер и Транснистрия – это всерьез и надолго, а потому нужно обеспечивать себе очередное хлебное место в жизни вместо того, чтобы каждый день нею бесплатно рисковать. После чего коммунист Федорович устроил сам себе явку вовсе не в значении очередной конспиративной квартиры, а с повинной.
Одесскому подполью могло бы хоть чуть-чуть повезти, если бы против него не задействовали Николау Аргира, в руки которого попал столь ценный фрукт, как Петр Бойко, мгновенно сознавшийся, что его настоящее имя Антон Федорович.
Естественно, Николау Аргир не ответил этому во всех смыслах Антону взаимностью и не сказал Федоровичу, что его настоящее имя - Николай Галушко. Или Николай Кочубей. У Аргира имя действительно было настоящим — Николай, а фамилии – дело наживное, особенно при его профессии. Он был блестящим разведчиком еще во времена Деникина и в межвоенный период вовсе не маялся без дела. Но одесскому подполью не повезло отнюдь не по этой причине. Аргир был одесситом, знал все ходы и выходы, и когда он, действуя, как обычный оперативник, вышивал по Городу, никто бы не усомнился, что это свой дядька с Фонтанов или Ближних Мельниц. Вот так с помощью работающего на сигуранцу партизанского командира Петра Бойко Николау Аргир постепенно уничтожал одесское подполье.
Однако ошибку опытный разведчик все-таки совершил. Допрашивая одного из схваченных одесских подпольщиков, Николай Галушко не узнал в нем своего бывшего противника-разведчика, более двадцати лет назад засланного красными к белым, и то, что лицо подпольщика чересчур распухло от побоев, не может служить оправданием Николау Аргиру. Именно этот кадровый советский разведчик сорвал далеко идущие планы сигуранцы, связанные с отлично работавшим на нее Федоровичем, передав на волю носовой платок, в углу которого кровью было написано «Петр Бойко пре».
Яша Гордиенко взяли вместе с командиром группы партизан Молодцовом-Бадаевым. И допрашивали этого пацана с Нежинской улицы очень серьезно. А он, несмотря на сильные уговоры палачей, не заложил никого. Потому что Мама даже маменькиных сынков учит с детства: одесситу стучать впадлу, усрись, а не сдайся, ну а коль выпадет принимать смерть, так с песней на губе и улыбкой между ушами.
Яша не сдал Город, он пошел на муки и сложил голову. Гордиенко было почти 17 лет, когда его расстреляли. Вернее, добили. Потому что когда подпольщиков повели на казнь, Яша решил принять смерть с песней на губе. А когда запел, один из конвоиров раскроил ему голову ударом лопаты…
Вот его письмо, написанное незадолго до смерти. К сказанному сыном Мамы мне нечего добавить, разве что заметить: есть у Одессы великая военная тайна, которую не дано понять рогатым последышам получившего свою пулю Федоровича. Кроме того, поясню неодесситам, что турок – это придурок, мамалыжник – румын, зашухерили – поймали, провокатор – тот самый антон, именно так, по-одесски, с маленькой буквы…
27 июля 1942 г.
Дорогие родители!
Пишу вам последнюю свою записку. 27—VII— 42 г. исполнилось ровно месяц со дня зачтения приговора. Мой срок истекает, и я, может быть, не доживу до следующей передачи. Помилования я не жду. Эти турки отлично знают, что я из себя представляю (это благодаря провокаторам). На следствии я вел себя спокойно. Я отнекивался. Меня повели бить. Три раза водили и били на протяжении 4—5 часов. В половине четвертого кончили бить. За это время я три раза терял память и один раз представился, что потерял сознание. Били резиной, опутанной тонкой проволокой. Грабовой палкой длиной метра полтора. По жилам на руках железной палочкой После этого избиения остались следы шрамов на ногах и повыше. После этого избиения я стал плохо слышать на уши.
Кто вообще был в моей группе, те гуляют на воле. Никакие пытки не вырвали их фамилий. Я водил ребят на дело. Я собирал сведения. Я собирался взорвать дом, где были немцы (рядом с д. Красной Армии, новый дом). Но мне помешал старик. Эта собака меня боялась. Он знал, что у меня не дрогнет рука, поднятая на провокатора. От моей руки уже погиб один провокатор. Жаль, что я не успел развернуться Я рассчитывал на побег. Но здесь пару дней тому назад уголовные собирались сделать побег, и их зашухерили. Они только нагадили. Сейчас нет возможности бежать, а времени осталось очень мало. Вы не унывайте. Саша Хорошенко поклялся мне, что, если будет на воле, он вас не оставит в беде. Можете быть уверены, что он будет на свободе. У него есть время, и он подберет нужный момент улизнуть из тюрьмы. Наше дело все равно победит. Советы этой зимой стряхнут с нашей земли немцев и «освободителей» —мамалыжников. За кровь партизан, расстрелянных турками, они ответят в тысячу раз больше. Мне только больно, что в такую минуту я не могу помочь моим друзьям по духу.Достаньте мои документы. Они закопаны в сарае. Под первой доской от точила сантиметров 30—40. Там лежат фото моих друзей и подруг и мой комсомольский билет. В сигуранце у меня не вырвали, что я комсомолец. Там есть фото Вовки Ф., отнесите его на Лютеранский переулок, 7, Нине Георгиевне. Вы ей отнесите, и пусть она даст переснять, а фото заберите назад. Может быть, вы его когда-нибудь встретите. Там есть и мои письма. Есть там и коробочка. Можете ее вскрыть. Там мы клялись в вечной дружбе и солидарности друг другу. Но мы все очутились в разных концах. Я приговорен к расстрелу, Вова, Миша и Абраша эвакуировались. Эх! Славные были ребята! Может быть, кого-нибудь встретите.Прощайте, дорогие. Пусть батька выздоравливает. Это я хочу. Прошу только не забыть про нас и отомстить провокаторам. Передайте привет Лене.Целую вас всех крепко, крепко. Не падайте духом. Крепитесь. Привет всем родным. Победа будет за нами! 27.VII. 42 года.Яша.
Р.S.: Когда-то в Одессе был прогулочный катер «Яша Гордиенко». Не такой гигант, как «Тарас Шевченко» или «Иван Франко», он курсировал вдоль побережья, ведь катера прибрежного плавания заменяли многим одесситам трамваи и троллейбусы. А потом «Яшу Гордиенко» переименовали в «Озерейку». Когда в Одессе всю дорогу снимали кино, «Озерейку» снимали под ее именем в двухсерийной музыкальной комедии «Берегите женщин», а начальницу портофлота сыграла актриса Елена Козелькова. Как бы между прочим, реальным портофлотом тогда действительно командовала дама — Зоя Ульянченко, именно она принимала новенький теплоход, который стал служебным катером портофлота и был назван «Яша Гордиенко», чье имя прежде носила «Озерейка».
Никто тогда не мог предположить, что через десять лет после премьеры этого фильма до власти дорвутся самопровозглашенные украинские патриоты, эти духовные наследники Федоровича. Стоило только Украине стать независимой, как они тут же начали разворовывать самое мощное в мире Черноморское пароходство. И не стало ни «Яши Гордиенко», ни «Тараса Шевченко», ни «Ивана Франко», ни других сотен пассажирских, научно-исследовательских и грузовых судов. Кино тоже не стало.
Одесский телеканал АТВ пару лет назад сделал отличную передачу о Яше Гордиенко. Но одну ошибку молодые журналисты допустили, сказав что есть теплоход, носящий имя Яши Гордиенко.
На самом деле такого теплохода нет. Есть теплоход «Беатрикс», что на фотографии. Ровно 20 лет назад, в первый же год независимости Украины, теплоход «Яша Гордиенко» был выведен из состава флота и продан в Венгрию, где и получил уже известное вам новое имя. Хорошо еще, что «Яшу Гордиенко» не продали в Румынию
СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!
Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter
Насколько мне известно, именно захоронений там нет. Я точно не помню уже термин, как такие плиты называются, но по всей моей информации (Я в 80х занимался историей), именно останков там нет. Если у Вас есть точная информация по этому поводу — буду благодарен, если её огласите.
Как то не верится, что это правда — Я о переносе. Много чего в прессе пишут, там и про человечиков на Марсе прочесть можно. Просто в годы СССР не было традиции таких вот переносов останков, просто делали кенотафы и всё. Вот в архиве бы поискать — дык не дадут (((
Точно так же (по моей информации) там не лежат останки экипажей 2х подводных лодок, подорвавшихся совсем рядом, на одном минном поле, и поднятых уже после войны, ИМХО в 53..54 годах, уже не помню точно.
Жалко, что лет десять как оставил изучение истории, ни материалов не осталось (погибли с винтом) ни уже и связей для добывания такой информации ((
Коллега по усам, да в СМИ пишут то, что нужно, а не то, что есть и Я не уверен в совпадении. Когда то, при проэктировании Аллеи Славы, в первых планах, которые Я лично видел там обычный вал грунта, вынутого из самой Аллеи при её равнении, и места под плиты. Вполне возможно, что потом на каком то там собрании поручили произвести перезахоронение, но вот этой инфы у меня уже нет.
И, кстати, нас в молодости учили, что внутренний круг у самой стеллы так же является братской могилой, и там нельзя бегать и желательно вообще не ходить, что бы прах не потревожить. А на самом деле, легко увидеть сбоку, что там просто сваи и фундамент.
Так что нам всем говорят, и как оно на самом деле часто две большие разницы.
Так что пока нет инфы о перезахоронении — лично Я считаю, что там ничего нет, сорри, привык глазам доверять. А про публикации — ну надо же Аллее Славы придать соответствующий антураж, как то не правильно было бы возлагать цветы к простым табличкам, зная, что могила в другом месте.
Тело Яши бросили в траншею на стрельбищном поле. Сестра или мать (не помню) нашла тело и перезахоронила. Место это ещё можно найти. После основания Аллеи Славы прах был перенесён туда.
Почет и уважение Яше Гордиенко. Всю свою жизнь знаю чту это имя. Но автор! ИЗВЕСТНЫЙ одесский литератор просто удивил! Статья написана отвратительно, безграмотно, нечитаемо, по-дилетански Если в тексте присутствуют такие обороты, как «очко сыграло», то логично было бы тебе, автор, закончить свой опус примерно так: «Рескпект и уважуха тебе, Яков Гордиенко! ".
Дело даже не в словце. Просто написано так косноязычно, что мозг ломается при попытке переварить содержимое статьи. Это самая настоящая наглость — вываливать на всеобщее обозрение подобный литературный мусор! И ещё это неуважение к читателю Да простят меня поклонники «таланта» этого довольно известного одесского литератора.
Больше десяти лет назад, ко мне в руки попала книжка Г.А. Карева «Твой сын, Одесса». Я осталась под большим впечатлением, после ее прочтения. Очень обидно, что в школьной программе, не предусмотрено изучение истории именно нашего города. У нас в школе вскользь упоминали об обороне Одессы, и все. Многих одесситов на улице спроси, кто такой Яша Гордиенко, Саша Хорошенко или Авдеев-Черноморский (чьи имена почти у всех на слуху, т.к.у нас есть улицы названные в их честь), я, больше чем уверенна, люди затрудняться с ответом…
летом был в катакомбах на экскурсии, сначала было не очень интересно, но потом экскурсовод начала рассказывать про Яшу Гордиенко, Молодцова-Бадаева, даа и вообще про ту ВЕЛИКУЮ Оборону нашего славного города-героя, мурашки шли по телу, я всегда гордился что я ОДЕССИТ, но после рассказанного экскурсоводам, я ещё, ещё и ещё больше горжусь нашими дедами и прадедами, которые защищали наш город от фашисткой нечести, и мне было очень стыдно, что катакомбы я посетил (впервые) аж в 26 лет слава Героям, которые защищали нашу землю во времена ВОВ!!!
спасибо, обязательно загляну, был там в школьные годы, но понятное дело, что тогда было не до этого, жутко всем хотелось по-скорее заскочить на танк или на самолет)
Мне понравилась тоже.Она написана классно! И задушу берет, и гордиться хочется такими пацанами, и верить в нечто иное, нежели предлагают сегодня. Спасибо Думская.Спасибо Автору.
Мы выросли на книгах того времени.Очень любил в детстве читать книгу-«Мы на своей земле«(Е.Марцишек).Сегодня много других книг появилось.Как бы там ни было-светлая память всем погибшим за Родину.А их-очень-очень много.9 Мая-мы всегда идём к Памятнику.Это -святой день для семьи.
Я хорошо помню Елену Францевну Марцишек. В 1973-м году, она приезжала к нам в клуб «Поиск», и консультировала нас по поискам партизанских баз в катакомбах. Я навсегда запомнил её фразу:«Ребята-катакомбы-самая грязная страница в истории Одессы».
Какой же смелый был мальчик А рассказ этот, это же просто кошмар какой-то У меня чуть ум за разум не зашел. Тема достойная, изложение — я бы сказала, дурацкое. Если это Смирнов, то не ясно, что с ним такое случилось
Не зря же Яша прозвал румын турками. И это означало далеко не «придурки», как трактует автор статьи, а скорее варвары, злодеи, убийцы! Так, что будьте на чеку с тюрками. Яша настоящий герой и мужик.
отношение некого человека к этому персонажу истории нашего города будет определять друг этот человек или враг, в прямом смысле. нетерпимость к свидомитам ? неевротолерантность ? начхать..
А нас хотят лишить истории которой можно гордиться. Хотят впарить молодежи других, бандер, шухевичей и пр. мерзость. Героизмом для них считается резня мирного населения, пытки, зверства, массовые казни гражданского населения. Для нас героями являются те, кто ценой собственной жизни отстоял независимость своей страны. И возрастного предела для героизма не было.
Кто-то интересовался, где он захоронен. Из интервью сестры Яши Гордиенко — Нины Яковлевны. 06.04.2011: – Тридцатого июля я, как всегда, принесла Яше передачу. Он показался в окне и махнул белым платком: «иди домой, мол, все будет в порядке», – вспоминает Нина Яковлевна. – А на следующий день, 31 июля, когда я пришла к тюрьме, передачу не приняли «Их вчера вечером расстреляли», – сказала мне жена заместителя командира партизанского отряда. Я прибежала домой, кричу: «Мама, папа! Яшу расстреляли». А вечером мы с мамой пробрались на стрельбищное поле, между Вторым Христианским кладбищем и первой станцией Черноморки, раскопали свежий ров и нашли тело брата. Перед расстрелом им завязывали руки и ноги, мы распутали веревки, мама сняла с себя сорочку и обернула тело Яши. Чтобы наметить место захоронения тела, мы нагребли руками холмик. Но румыны всякий раз его разравнивали, мы боялись, что не найдем потом его могилу. Через несколько дней от горя умер отец. От очевидцев мы узнали подробности: когда Яшу и нескольких узников вывели во двор, он запел «Смело, товарищи, в ногу», его сильно избили и бросили в кузов машины.
Шаг в бессмертие До освобождения Одессы оставалось еще долгих два года. Нина с мамой переехала к тете, потому что опасались арестов. А когда 10 апреля в город вошли подразделения Красной Армии, они пришли в комендатуру, рассказали о зверствах оккупантов, о казни партизан-подпольщиков. Им выделили нескольких бойцов, с помощью которых они отыскали тело Яши и перезахоронили на Втором Христианском кладбище. После победы партизан, в том числе Яшу Гордиенко, похоронили на Соборной площади возле школы № 121, где братья учились до войны, а в 1964 году, когда был создан мемориал Аллея Славы, было принято решение перенести останки героев в парк Шевченко, на крутой обрыв у моря. – Я плакала, просила всех: «Оставьте его в покое! ». А мама сказала: «Яша уже не принадлежит нам, он принадлежит Одессе! », – вспоминает сестра героя. Могила одесского орленка, разведчика отряда Молодцова-Бадаева Яши Гордиенко находится первой в ряду захоронений. В тот день, когда на ней была установлена мраморная плита, тысячи одесситов пришли сюда и принесли ему цветы.
Комментаторам (кроме т34, параноя шизофрения крепчает, как ни пост так какая-то хрень межнациональная)огромное спасибо, они еще раз подтверждают, что автор профан, как и ред. коллектив Думской, допустивший статью к публикации. Имейте уважение к жителям города, Вас ведь сотни тысяч людей.
Яша Гордиенко- настоящий патриот и герой, человек с Большой буквы, вы посмотрите на сегодняшнее поколение молодёжи, натуральные моральные «уроды», в большинстве своём, без понятия о чести и совести, за 100 баксов готовые продать не только родную мать, а всех близких оптом
В статье очень много ошибок. Катер « Яша Гордиенко» был отдельно, а « Озерейка» отдельно. Это два разных катера портофлота. Начальника портофлота было имя Зоя Ульянова.К стати я был капитаном « Яша Гордиенко»
Королевы льда и Instagram: как «Сестры Кракен» из Одессы покорили хоккей и соцсети!
Одесский хоккей переживает ренессанс: в Украинской лиге дебютировала мужская команда «Шторм», а женская команда «Сестры Кракен» завоевала бронзу на чемпионате страны. Но этим их достижения не ограничились: один из рилзов команды уже собрал 15 миллионов просмотров!