19 августа, 19:22 Читати українською
Мишка Япончик, язык «Ликвидации» и юмор: как нацистская россия одесские мифы используетПозиционирование Одессы как криминальной столицы является советским и российским нарративом, призванным создать образ города, который оказался в составе Украины случайно. О переосмыслении и трансформации одесских мифов рассуждали авторы проекта Odesa decolonization, передает корреспондент «Думской». По словам краеведа и одного из авторов исследования Александра Бабича, главным одесским мифом на протяжении многих десятилетий является миф о криминальной столице. «Однажды я получил приглашение от одной из школ провести экскурсию «Бандитская Одесса», — вспоминает он. – Я прибыл на место, зашел в автобус, где взволнованная учительница сообщила мне, что дети в ожидании и что все приготовили мне сюрпризы. Каково же было мое удивление, когда я не увидел детей в автобусе. И вдруг они появились и скопом бросились ко мне вручать портреты Мишки Япончика, Соньки Золотой ручки и так далее. Оказалось, что моя аудитория – не старшеклассники, а ученики пятого класса, которых из-за спинок кресел большого автобуса даже не видно. Тогда я понял, что это ненормальная ситуация, и ее нужно менять. Не должны детям с малых лет втолковывать, что главные герои Одессы – разные бандиты». Миф о криминальной столице начал формироваться в 20 годы ХХ столетия на фоне произведений Бабеля, доступных советским людям. В то же время другая литература, вроде прозы Жаботинского, где показана Одесса интеллигентных, предприимчивых людей, оказалась под сукном. Ну окончательно он сложился уже в 70-х годах, когда по всему СССР разлетелись бобины и песни подпольного певца Аркадия Северного, исполнявшего как песни одесского городского фольклора («Лимончики», «С одесского кичмана» и т.д), так и авторские, на блатную тематику. Уже после обретения Украиной независимости тему подхватила российская пропаганда, щедро добавляющая к криминальному мифу еще один. «Внутри Одессы существует туристически востребованный миф о многокультурном и многонациональном городе, где отношения между людьми базируются на коммерческой выгоде, которая становится основой для базовой толерантности (одесситы всегда договорятся и не будут конфликтовать), культе локального сообщества вроде одесского двора (или коммунальной квартиры), любви к домашней вкусной еде и ощущении собственной обособленности от любого государства. Частью этого мифа является восхищение криминальным флером и «бабелевской» атмосферой (или колоритом). Проблема такого видения Одессы заключается в укоренении базовой провинциальности (в отличие от космополитической открытости, которая является естественной для Одессы), местного шовинизма, самовлюбленности (как результат этого – отказ видеть какие-то проблемы и обвинения любого, кто говорит о проблемах, в «неодесскости»). Образом Одессы в этом фрейме становится коммунальная кухня, «одесский язык» и представление о фантомной «одесской национальности». Многокультурность города вырождается в рассказы о предках разных национальностей и «одесский язык», в котором якобы видно влияние разных народов», — говорится в исследовании авторов Odesa decolonization. В исследовании также идет речь о том, что российская федерация сделала все, чтобы раздуть до небес эти нарративы, снимая множество фильмов и сериалов именно на эту тематику. Одна только «Ликвидация» чего стоит. Следующими авторы проекта называют мифы «об одесском языке» и «о городе юмора». Ознакомиться с полным текстом исследования можно тут. «Этот документ — экстремально хорошая вещь, которой нет ни в одном городе Украины. Это анализ собственного бытия за последние несколько веков. Это первый случай, когда нас приглашают говорить не о жонглировании ярлыками, а о смыслах. Этот документ — вступление плотного осмысления истории своего города, понимание того, что россия присваивает все достижения и заменяет своим содержанием», — отметил директор Института национальной памяти Антон Дробович. Команда проекта предлагает заменить миф о криминальной столице мифом об успешных предпринимателях, государственных и общественных деятелях, которые развивали Одессу, таких как рестораторы братья Фанкони, мэр Семен Фанкони, основатель крупнейшего на юге Российской империи авиазавода Артур Анатра, книгоиздатель Юхим Фесенко, создатель Одесского пароходства Степан Ралли, один из вдохновителей Центральной Рады Евгений Чикаленко и другие. К слову, последний уже стал героем роликов об истории одесского предпринимательства. СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ! Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter |
Статьи:
20:23 А вот и новые графики отключения света на завтра
19:35
В украинских магазинах появились "президентские яйца".
Лимитированную серию выпустил Гончаренко центр, напоминая о проблеме демобилизации в Украине. Уже попадались такие на полках супермаркетов Думская в Viber |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В центре Одессы с помощью генератора зажгли главную елку города (фото)
Одесский горсовет призвал Киев изменить порядок компенсации за поврежденное жилье в домах-памятниках культурного наследия
|