Порнография руин, или Мелодия разбитого пианино в одесском подвале  


Выставка Ruin porn: Terminus открылась в новой локации Музея современного искусства Одессы, подвале дома № 19 по Пушкинской.

В позапрошлом веке этот дом принадлежал семейству зерноторговцев Вучина, двор был сквозным, выходил на Польскую улицу. Подводы с зерном заезжали с Итальянской, то есть, с Пушкинской, оказывались на Польской, откуда уже следовали в сторону порта. А в том подвале, где мы сейчас находимся, вспоминает директор музея Семен Кантор, в советское время был склад тканей. Взорам зрителей предстали сводчатые залы, кажется, будто ты попал в картину Джорджо де Кирико.




«Желание найти какое-то пошарпанное, заброшенное пространство привело меня к телефонному звонку моей хорошей знакомой, у которой по счастливой случайности оказалось это место, — рассказывает автор выставки Дмитрий Эрлих. – Она владелица, содержала помещение в хорошем состоянии, тут только потребовалось провести специальное освещение».

Многие из первых зрителей подумали, будто живописные работы Эрлиха создавались под данное пространство, но нет. Они уже были готовы и идеально вписались в залы. Все пошло от идеи явить мир, отмеченный присутствием человека, которого более здесь нет. Остались стога сена, автопокрышки и стулья, романтично затерянные в природном ландшафте.

Дмитрий Эрлих и Илья Петров сделали также потрясающий арт-объект из разломанного пианино «Украина», инструмент словно оплывает мхом и водорослями, в которых можно рассмотреть фигурку игрушечного водолаза. Фоновое звучание печальной мелодии, которую исполняет органчик (видимо, тоже разломанный) довершает впечатление.  

«Романтичная традиция «созерцания руин» является метафорой рефлексии, отражающей сам процесс становления культуры, — пишется в кураторском тексте Андрея Сигунцова. — Это увлечение постиндустриальным величием генерирует фантазии, которые не направалены на становление собственной культуры, а, скорее, на отстранение от постсоциалистического или постиндустриального «Иного».

Термин ruin porn, введеный писателем и фотографом Джеймсом Д. Гриффином, сначала описывал тенденцею приезжих туристов фотографировать Детройт. Они были чрезмерно сосредоточены на руинах города, игнорируюя проблемы его обитателей, среди которых был и сам Гриффин. Изначально введенный для описания Детройта, этот термин используется для описания большого количества архивов (пост)апокалиптической заброшенности, которые широко представлены в фотостоках по всему миру.

Особенную зантересованность в ruin porn можно наблюдать в Восточной Европе, в частности, на примере популярности Чернобыльской зоны отчуждения и вообще в Украине, отмечает куратор. Это взаимодействие предполагает иерархические отношения, где эксплуататорский взгляд фотографа удовлетворяет вуайеристические желания зрителей, изъятых из контекста изображенных мест.

Джейми Ран в статье, опубликованной в Calvert Journal в 2014 году, осветила этические проблемы постсоциалистического фетиша: «Такие работы справедливо критикуют за то, что они приуменьшают, эстетизируют и дегуманизируют город, изображая архитектурную форму обнаженной и лишенной человеческого, точно так же, как порнография объективизирует тело».

По мнению Сигунцова, эту эстетику можно увидеть и в проекте Эрлиха, однако, в отличие от фотографов, фиксирующих апокалиптический мир для удовольствия других, Дмитрий использует определенные архитектурные элементы и фотографические способы для создания художественных работ и лишает места человеческого присутствия для удовлетворения собственного желания.

«Его негромкая и доверчивая интонация, способность видеть драму в простых на вид обстоятельствах жизни, спокойный, даже несколько отстраненный тон повествования передает внутреннее недовольство художника той судьбой, которая заранее уже уготовлена обществу», — подчеркивает куратор.

Он добавляет, что порнография руин становится новым способом эстетизации разрушенных ландшафтов.

«Это порно, потому что оно затрагивает аморальное, представляя неуправляемую либидинальную реакцию, пересиливающую рациональный страх смерти. Мы должны признать эту визионерскую направленность — видение грядущего краха человечества, — говорит куратор. — Причина, по которой оно возбуждает, в том, что оно предлагает образ нашей собственной смерти, пока мы еще живы. Это наводит на мысль о том, что на самом деле существует не историческое, а только геологическое время. И что ядерный взрыв или дальнейшее вымирание человечества не станет концом Земли. Это лишь эволюционный конец определенного вида».

По его словам, стирая все следы человеческого присутствия, художник репрезентует ностальгию по утраченному будущему, предлагает аполитичное осознание исторических условий нашего расового и колониального сегодня и ставит вопрос: «Кому принадлежит смерть?».

А вот смерть, похоже, пока никем не приватизирована.

Автор — Ирэн Адлер, фото Олега Владимирского и Александра Синельникова





















































Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter


Новости по этой теме:





Андріана
Піаніно це дуже добре.Але не слід забувати про сусідів.Мені не подобається Бетховен, Моцарт і Бах-тому грайте так ,щоб Вас ніхто не чув.
   Ответить    
   Правила



25 января
21:40 Сломанные ребра, ушиб селезенки и проколотое легкое: ТЦК похитили и избили сына одесской журналистки (обновляется)
2
19:39 Спасительный «Флюгер»: одесситы создали приложение для обнаружения ракет и «шахедов»
2
17:12 Сімейні фільми про ведмежа Паддінгтона та Людопса: кінотеатр Cinemapark запрошує глядачів (суспільство)
15:05 Сутки без воды: одесситы перекрыли дорогу, в «Инфоксводоканале» говорят, что ищут течь
4
12:58 Большая удача и успех для команды: военные моряки уничтожили крылатую ракету над Одесской областью (видео) видео
9
11:32 Toyota вместо «Жигулей»: одесская мэрия купит новые машины, но кто на них будет ездить — неизвестно
12
08:45 Отличились: Одесская область в тройке лидеров по количеству пьяных за рулем
26
24 января
22:04 Одесские расклады: Олег Филимонов покидает «слуг», замены пока нет
34
21:26 Четырехэтажный апарт-отель и ресторан: застройщик одесского Дельфина обещает обойтись без высоток фотографии
11
19:45 Визит Пантелиса Бумбураса в подразделение ГУР «Кабул-9»: важная поддержка для защиты Украины (общество) фотографии
4
18:00 Опять не вышло: одесские депутаты помешали передать частной фирме землю на Ланжероне
6
16:30 До лета не поедут: в одесской мэрии объяснили, почему не работают муниципальные эвакуаторы
5
14:44 Мазут из российских танкеров добрался до Одесского побережья: спрогнозировать его дальнейшее движение невозможно (фото, видео) фотографии видео
6
12:37 Больше сотни беспилотников атаковали россию: нанесены удары по ключевым заводам, приостановили работу аэропорты (видео)
29
10:46 Пять историй о жизни в оккупации: в одесском Театре юного зрителя покажут спектакль про сильных женщин
4




Статьи:

Военный тупик-2024: Украина перенесла боевые действия на территорию врага и бьет все дальше по его тылу, рф неуклонно наступает на Донбассе

Пойдет на четвертый срок и молится за победу: мэр Одессы — о своих уголовных делах, Бабеле и игноре президента

Спортивные итоги Одессы: Олимпийское золото саблисток, хоккейный ренессанс, баскетбольный упадок, футбольные качели





20:56
Элитный район утопает во мраке

Жители Шампанского переулка жалуются на отсутствие уличного освещения



19:42
Одесская писательница и журналистка рассказала в Фейсбуке жуткую историю о том, как ее сына похитили представители ТЦК.

Мы пытаемся связаться с правоохранителями. Ждем подробности от полиции и ТЦК.

Сын журналистки Сергей сейчас находится в больнице.



18:53
Бюст Малиновского вновь разрисовали. В очередной раз.



18:52
Бюст Малиновскому вновь разрисовали. В очередной раз.



18:52
Бюст Малиновскому вновь разрисовали. В очередной раз.



16:50
Недавно мы писали о том, что на только отремонтированном фасаде памятника архитектуры на перекрестке Торговой и Софиевской кто-то поставил кондиционер. Так вот, его уже сняли, а еще убрали забор и леса.



16:49
Недавно мы писали о том, что на только отремонтированном фасаде памятника архитектуры на перекрестке Торговой и Софиевской кто-то поставил кондиционер? Так вот, его уже сняли, а еще убрали забор и леса.



16:49
Недавно мы писали о том, что на только отремонтированном фасаде памятника архитектуры на перекрестке Торговой и Софиевской кто-то поставил кондиционер? Так вот, его уже сняли, а еще убрали забор и леса.










Думская в Viber
Ми використовуємо cookies    Ok    ×