Историю строительства, без преувеличения второй архитектурной жемчужины Южной Пальмиры – здания Новой Купеческой биржи, стоит начать наверно с того, что стало со зданием «старой биржи». Как известно, биржа в Одессе появилась спустя два года после основания самого города, но лишь в 1837 году обзавелась отдельным зданием, в котором на данный момент заседают наши с вами избранники. Бытует мнение, что причиной, побудившей одесское купечество к строительству нового здания биржи, была якобы не совсем подходящая архитектура здания, однако в газетах второй половины 19-го века есть упоминание о попытке отсудить здание у города (как известно первое здание биржи было построено полностью на городские деньги). В 1890 году Д. Лемме вошёл в купеческую управу с предложением строительства собственного здания биржи. Владельцы домов в центре Одессы начали наперебой предлагать управе свои владения под строительство. В конце концов, выбор пал на место стоимостью 110 тысяч рублей на пересечении улиц Пушкинской и нынешней Бунина. Биржевой комитет рассчитал первоначальную смету всего строительства – 320 тысяч рублей и объявил, ни много ни мало, всемирный конкурс проекта нового храма торговли. Премию в размере двух и одной тысячи рублей получили следующие проекты: Первое место занял проект под девизом «коммерция архитектуры» В. Прохаски из Вены и Э. Ликовинера из Одессы, второе место было отдано маститому инженеру из города Лодзь Густаву Ландау-Гутенбергу, на третьем оказался проект одесского архитектора Юрия Дмитриенко, который впоследствии украсил Одессу более чем 40 зданиями, под названием «Меркурий». К большому сожалению, увидеть проекты того, как могла бы выглядеть Новая биржа, практически невозможно. Только недавно, благодаря блогеру http://yangur.livejournal.com/, удалось увидеть два проекта, не вошедших даже в тройку победителей. Доподлинно неизвестно, какие элементы, из каких проектов и в каком объёме легли в основу окончательного проекта главного архитектора Александра Бернардацци, но, забегая вперёд, скажем, что получившийся проект так понравился архитектору, что в 1901 году в Кишинёве начинается строительство здания Женской гимназии княгини Дадиани, почти идентичный Новой бирже, кроме, конечно же, монументальной и практически «фантастичной» по сложности в те времена арке главного входа. Новая смета, составленная Александром Осиповичем, равнялась 417 442 рублям, в связи с чем купеческая управа решила взять в кредит 600 тысяч рублей, сначала у государства — под 5,5%, а после отказа министерства финансов, в Одесском кредитном обществе — под 6% годовых. На погашение этой суммы среди всех купцов Одессы была составлена раскладка. 23 августа 1894 года, в день столетия Одессы, состоялась торжественная закладка здания, что стало кульминацией официальной программы празднования. В фундамент был положен ящик с последними номерами газет, результаты последней переписи населения, брошюра «Прошлое и настоящее Одессы», книга В. Коланского «Одесса за 100 лет», монеты последней чеканки и образцы хлеба. По контракту с выигравшим «тендер» на строительство строителем Г. Лонским, здание должно было быть построено 15 сентября 1898 года. Однако окончательно здание было освящено и открыто 29 июня 1899 года. С этим связан интересный казус, который до сих пор сбивает с толку любопытных туристов: над боковым входом с улицы Пушкинской вырезаны года «планируемого» строительства. Конечная стоимость здания была астрономической. Новая биржа обошлась одесскому купечеству в небывалую сумму — 915 тысяч рублей, а с меблировкой и разного рода приспособлениями было затрачено 1 млн российских рублей. (Для сравнения: новое здание Оперного театра обошлось городу всего на триста тысяч дороже). Открытие новой биржи было ещё более помпезным, нежели её основание. На освящение биржи, в 9 утра из Петербурга прибыл директор Департамента торговли и мануфактуры Владимир Ковалевский. Вместе с ним в торжественном мероприятии приняли участие командующий войсками Одесского округа граф Мусин-Пушкин, одесский градоначальник граф П. Шувалов, городской голова П. Зелёный, представители купеческой управы, губернатор Херсонской губернии, художник Николай Каразин, херсонский городской голова Д. Горловский, архиепископ Херсонский и Одесский Иустин и многие другие. Здание, вестибюль и главный зал, в котором в дальнейшем прошло праздничное застолье, были украшены флагами и тропической растительностью. За праздничным столом председатель строительной комиссии, один из самых богатых людей Одессы Я. Новиков сказал следующие слова: «Я коснусь только архитектурной части этого здания. Оно олицетворяет то, для чего оно предназначено. Оно построено из материалов, привезённых из других стран: мраморные переплёты из Италии, стёкла из Германии, украшения лоджии из Австрии». Не стоит забывать, что в 1946 году в здании разместилась Одесская филармония, и на смену торговым отношениям с вышеназванными странами в стенах «новой биржи» пришли взаимоотношения культурные. Однако, перед тем как стать первыми подмостками для бесчисленного количества мировых звёзд эстрады, местом где начинали свой творческий путь М. Жванецкий, В. Ильченко, Р. Карцев, Л. Долина, Т. Боева, Л. Милявская, А. Цекало, Г. Делиев и др., здание Новой биржи успело несколько раз поменять свой профиль. Ещё во времена Императорской России по вечерам в Главном зале Новой Биржи проходили концерты и балы. В её стенах в 1910 году выступал сам Фёдор Шаляпин. С воцарением на всей территории города и далеко за его пределами социалистического строя, биржа не работала, и только с приходом НЭПа в 1923 году торговля в городе ожила. Но не надолго, и уже с 1926 г. зал биржи используется для торжественных заседаний, пленумов совета депутатов, литературных вечеров, за что в народе получает название зал горсовета. 22 марта 1928 именно здесь состоялось последнее в Одессе выступление властителя революционных душ Владимира Маяковского. Любопытно, что всего через год после окончания строительства состоялось заседание комиссии по переустроительству здания, которое возглавил сам Бернардацци. Для устранения некоторых недостатков было решено устроить стеклянный тамбур в главном входе на верхней площадке, уничтожить в вестибюле биржи помещения для образцов товаров, построить широкую лестницу из малого зала в вестибюль, и установить мотор для «производства электрической энергии для вентиляции здания». В феврале 1913 года городские власти внесли предложения по изменениям в архитектурный облик здания, а именно — закрытие лоджии и переделку лестницы, что вызвало широкий резонанс среди одесситов. Под письмом с требованием не прикасаться к «главной идее, выражающей сущность и назначение здания – грандиозному порталу с открытой лестницей» подписалась архитектурная элита города: Влодек, Абт, Зуев, Клепинин, Кундерт, Паппе и др. Над парадным входом некогда находились медальоны гербов Одессы, Бессарабской, Таврической, Екатеринославской и Херсонской губерний. Высота главной лоджии – 21 метр. Арка лоджии оформлена орнаментами и инкрустациями из искусственного разноцветного камня. Лоджия с вестибюлем составляет один объём, завершённый шатровой пирамидальной кровлей. Венчает форму пышный архитектурный фриз, уничтоженный ещё в советское время, и заменённый во времена независимости ретрансляторами сотовой связи. Лестница выполнена из белого мрамора. По обеим сторонам лестницы стоят ростральные колоны, украшенные носами кораблей – вторые в Российской империи (первые, в несколько раз более масштабные, были возведены французским архитектором Тома де Томоном возле здания Биржи на Васильевском острове Санкт-Петербурге). В плафонах ростральных колон находились электрические лампочки. В ознаменование 50-летия архитектурной деятельности Александра Бернардацци в боковой стене лоджии был помещён бюст великого архитектора. (К слову говоря, это не единственное, увековеченное в камне изображение Александра Осиповича. Эксперты сходятся во мнении, что зодчий увековечил себя в виде одной из фигур, украшающих фасад здания Одесского общества взаимного кредита, 1903 года постройки.) Александр Бернардацци очень любил экспериментировать с новейшими строительными разработками. Именно поэтому всё здание Новой Биржи возведено из нового в те времена материала – бетона «Куанье» в сочетании с кирпичной кладкой. В те времена подавляющая часть городских зданий возводилась из более дешёвого и менее долговечного материала – известняка. Цокольная часть здания выполнялась из искусственного материала – смеси бетона с добавлением мелкого и крупного песка, толчённого стекла, сажи, аквамарина. Фасады отделаны каррарским мрамором, бендерским камнем и терракотовой плиткой. Гиманов Александр. Фото автора СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ! Не победивший проект здания Биржи Арх. А. Трамбицкого и О. Богдановича http://yangur.livejournal.com/ Когда-то крышу здания венчал пышный архитектурный фриз, сейчас его место занято ретрансляторами сотовой связи. Над парадным входом некогда находились медальоны гербов Одессы, Бессарабской, Таврической, Екатеринославской и Херсонской губерний. По обеим сторонам мраморной лестницы стоят ростральные колоны, украшенные носами кораблей, символизирующих морское могущество Ростральные колонны возле здания Биржи на Васильевском острове в Санкт-Петербурге (арх. Тома де Томон) В ознаменование 50-летия архитектурной деятельности Александра Бернардацци в боковой стене лоджии был помещён бюст великого зодчего Согласно датам, выбитым над боковым входом, строительство здания закончилось на год раньше, чем это случилось на самом деле
0
Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter Новости по этой теме: 17 ноября 2016: Водонасосная и Главная: как оазис дореволюционной архитектуры одесситов водой снабжает (фоторепортаж) 15 сентября 2016: Тайны артиллерийского замка Одессы: кубинские "медсестры", нацистские "котики" и визит человека со шрамом (фоторепортаж) 16 октября 2014: Дворец связи: самый большой в Одессе солнечный фонарь и гигантский холл (фоторепортаж) 29 мая 2014: Тайны Приморского бульвара: в Одессе восстанавливают кинотеатр, в котором любил бывать Виктор Цой (фоторепортаж) |
Статьи:
08:23 Возле поврежденного дома начал работать оперативный штаб, куда можно обратиться для оформления помощи на восстановление окон и дверей, а также получить консультацию по государственной программе "єВідновлення".
08:17 Подробности ночной атаки по Одессе
В результате падения обломков "шахедов" был поврежден 11-этажный дом, 14 авто и газопровод, также выбиты стекла в двух пятиэтажок. Пострадал 30-летний мужчина.
21:03 Прилетело за деньги в трусах: одесская полиция нагрянула с обысками в фонд «Вера. Надежда. Любовь»
Обыски прошли в офисе благотворительного фонда «Вера. Надежда. Любовь» и квартире его директора Татьяны Семикоп. Этот факт официально правоохранители не комментируют, но признают, что в социальных сетях обнаружили информацию о незаконном использовании гуманитарной помощи. Читать дальше
20:32 В сети появилась информация, что Приморский ТЦК передал полиции запрос на розыск Сергея Стерненко
Как отмечено на документе, появившемся в интернете, Стерненко разыскивают из-за неявки в ТЦК по повестке.
19:04
Мэрия прокомментировала работы на пляже Дельфин
На данный момент полиция приостановила работы, однако стало известно, что они касаются двух заброшенных аэросоляриев, не использовавшихся много лет. Мэрия сообщила, что проект заказан КП «Узбережжя Одеси» и предполагает установку инклюзивной спортивной площадки за внебюджетные средства. Также достигнута договоренность с владельцем зданий о создании кафе и благоустройстве прилегающей территории. Читать дальше Думская в Viber |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||