Они собирались убивать: десять лет назад напали на митингующих и журналистов возле Одесской облгосадминистрации (колонка)
Десять лет назад, 19 февраля 2014 года, случилось знаковое для одесской истории событие.
Толпа вооруженных битами молодчиков набросилась на участников мирной акции протеста у облгосадминистрации, а также журналистов, освещавших митинг, и избила их. Среди пострадавших оказался и корреспондент «Думской» (в последующем — первый заместитель главного редактора, а ныне — офицер Вооруженных сил) Сергей Дибров. Если вы наш читатель со стажем, то наверняка помните его видеотрансляцию происходившего. А еще — что Сергей, отчаянно рискуя, проследил за боевиками и установил, кто их перевозил, охранял и где они временно проживали.
Как выяснилось почти сразу, нападение организовало руководство областной государственной администрации в лице тогдашнего губернатора Николая Скорика и его присных. И было оно частью всеукраинской кампании «умиротворения», попыткой пресечь на корню революционное движение, запугать и заставить молчать общество, восставшее против авторитарных практик режима Виктора Януковича. В Киеве как раз начался штурм Майдана, полилась рекою кровь, загорелся Дом профсоюзов, расчехляли свои винтовки правительственные снайперы. В Одессе накануне революционеры блокировали базу батальона «Беркута», но тому все же удалось прорваться в столицу.
Надо понимать, что силовой сценарий Скорик готовил задолго до предельной эскалации насилия на Майдане — в дни, когда одесский протест был совсем мирным, я бы даже сказал, травоядным. Губернатор сделал все, чтобы расшатать ситуацию в городе: распускал панические слухи о якобы готовящемся штурме ОГА, наводнил здание разнообразным пророссийским сбродом — от казаков и сталинистов из «Боротьбы» до нацистов из «Славянского единства». А под конец даже заложил бетонными блоками входы в администрацию, из-за чего за ним намертво прикрепилось прозвище Коля-Блок.
Боевики-титушки, подобранные известным сторонником «русского мира» и бандитом Дмитрием Копыловым, владельцем охранного агентства «Патриот», ныне скрывающимся от правосудия в россии, начали прибывать в Одессу еще в конце января. Проживали они большими группами в санаториях имени Горького и «Белая акация», директора которых не могли не догадываться о том, что происходит. Догадывались и простые одесситы. 15 февраля наш читатель написал в комментариях следующее:
«На Фонтане в санатории живет человек 200 каких-то урок. Находятся они на довольствии Одесской КПУ (видимо, речь об обкоме Компартии, — Ред.). То, что не местные — факт».
Перевозкой боевиков занималось автотранспортное предприятие «Турист», обслуживающее ряд городских маршрутов. Как сообщил «Думской» уже после 19 февраля руководитель компании Александр Румилиатись, машины АТП регулярно работали для облгосадминистрации, перевозили на митинги коммунальщиков, милицию и даже «Беркут».
Какой же план был у нашей доморощенной Вандеи? Лично мое мнение: они собирались не только избивать несогласных битами и крошить журналистские видеокамеры, но и похищать (один такой эпизод, к слову, имел место — боевики некоторое время удерживали журналиста «Репортера» Леонида Соболева), и даже убивать. А не решились, потому что банально испугались. Зассали, если говорить по-народному. Это ведь Скорик. Истерить он может, а идти до конца — нет. Одним словом, бюрократ. Куда опаснее был его зам Александр Орлов, бывший офицер танковых войск, который ныне держит в стальном кулаке Таировскую громаду. Вот он вполне способен на решительные действия — танкистов этому учат. Врезать, прорваться и, не давая опомниться, развить успех. Убивать всех, не оглядываясь и не задумываясь. Господи, как же нам тогда повезло, что Орлов был лишь исполнителем, а не командиром…
Что сейчас? Расследование вроде как продолжается, но ответственность понесли лишь пешки — пара боевиков схлопотала условные сроки. Орлов — обвиняемый, но шансов, что он сядет, нет никаких. Скорик — лишь свидетель, как и директора санаториев.
Здесь следовало бы, наверное, написать что-то проникновенно философское: мол, одно насилие порождает другое, а безнаказанность провоцирует преступников на новые злодеяния. И что десятилетней давности события на проспекте Шевченко были в череде тех, что породили оккупацию Крыма, страшное одесское 2 мая, Донбасс и 24 февраля 2022 года. Что бита копыловско-скориковского боевика — это предтече «оникса», прилетевшего в Спасо-Преображенский собор. Но мне хотелось бы поднять другой вопрос — о справедливости.
Справедливость — это когда все равны перед законом. Когда похожие правонарушения порождают похожие последствия. «Дело 19 февраля» — это, можно сказать, маркер несправедливости украинской Фемиды. Люди, устроившие форменный беспредел, собиравшиеся убивать и истязать тех, кто выступил против авторитаризма и за европейский выбор Украины, остаются в системе, управляют и тратят государственные деньги.
Прямо сейчас наши суды пачками приговаривают в том числе к реальным срокам за лайки в «Одноклассниках» и за разговоры по телефону. Получается, бабушка с пророссийскими взглядами, не способная причинить реальный вред государству, опаснее Скорика и Орлова, которые, давайте называть вещи своими словами, готовили резню.
Справедливо ли это? Нет!
Именно поэтому нельзя забывать 19 февраля 2014 года. Как часть общего кейса Евромайдана — государство не должно замышлять «спецоперации» против общества, не должно просто так бить, а тем более похищать и убивать граждан. И должно преследовать настоящих врагов, а не мнимых.
Евромайдан сделал государству сильнейшую прививку против разных гадостей, но действие этой «вакцины», увы, заканчивается.
Но мы помним! И мы требуем справедливости!
Автор — Никита Горемыка
СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!
Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter
Микола Скорик, один із численного пантеону прокремлівських тварин. Вести роз'яснювальні бесіди з такими, немає сенсу. Саме вони своїми діями, багато в чому і привели до нинішньої війни. У воєнний час, таких просто потрібно ставити до найближчої стіни і без жалю і докорів совісті відправляти в інший світ. Таке рішення має бути продиктоване лише тим, щоб запобігти тій шкоді, яку подібні особи можуть принести в майбутньому. Сподіваюся, що рано чи пізно, СБУ зрозуміє, що час театральних вистав вже давно минув, а прийшов час включатися на повну, насамперед, у таких містах як Одеса, Харків, Дніпро.
Очень сомневаюсь, что скорика и его шестерок посадят на нары, скорее закроют тех, кто против таких предателей Украины. Много еще у нас людей при власти, которые спят и видят карлика-педофила в Одессе. Потому и на свободе Коля-блок, который каждый день с надеждой на освобождение Одессы от фашистов с Банковой выглядывает в окно в сторону моря не маячат-ли на горизонте десантные корабли орков Страшно даже представить, что ждало-бы проукраински настроенных одесситов в случае оккупации и когда скорик стал-бы гауляйтером нашей области
Щось Одеса 2024-го починає мені нагадувати Одесу 2014-го. Дуже багато істот, котрі тоді волали на Куліковому полі «Одеса — рускій город», а зараз розповсюджують кацапські ІПСО в медіа і телеграм каналах, прикриваючись демократичними принципами журналістики і «многовекторностью». Диктатори дуже часто користуються демократією, для того, щоб прийти до влади. А потім вбивають і демократію і демократів. І свідомий дозвіл кацапським провокаторам використовувати сайт для дезінформації приведе, можливо, до збільшення кількості відвідувань сайту, але сильно підпиляє дерево об'єктивної і проукраїнської журналістики.
Ничего общего с 2014. Многие из тех, кто тогда был за россию, сейчас ругаются матом при любом упоминании о ней. Жаль, что прозрение пришло к ним такой дорогой ценой
Это так. Сайт действительно используется московитами и их прихлебаями коллаборантами для информационно пропагандистких акций и неприкрытой прорашистской агитации. Под прикрытием демократии и свободы мнений. Думская превратилась в споры ни о чем с прорашистскими коллаборантами.
Не зовсім так. Багато тих, хто тоді були за януковича і за партію регіонів змінили свою думку. Ті хто був тоді за росію, в більшості не змінилися, незважаючи на війну.
Дякую за об'єктивний погляд на реальну проблему. Згоден із кожним словом. Спостерігав подібну картину ще десять років тому, в момент окупації Криму. У той час, працював, на відстані чотирьох зупинок трамвая і практично, кожен день, коли, здавалось, після робочого дня, багато людей втомленими, добираються до дому, і тут, раптом в абсолютній тиші, бадьорим голосом коментатора останкінського телебачення, обов'язково якийсь тип або мадам, з густо нафарбованими очима і кривим ротом, починали лекцію про абсолютну правоту кремлівської влади, в усіх питаннях, і неминучість повернення України під захист рф. З приводу того, чому поліція не реагує. Можна згадати, як під час сутичок на Грецькій площі, людина стріляє з Сайги по прихильниках України, а від десятків представників міліції, які в цей момент перебувають поруч з убивцею, не помітно абсолютно ніякої реакції. Ці події стали певним маркером у визначенні загального вектора спрямованості місцевої влади. Очевидно, що «в темі» були не тільки вищі поліцейські чини міста, а й решта, з касти міліцейських шудрів. Зараз багато хто з них відновився після псевдореформи Авакова і продовжує каламутити свої звичні справи
Согласно Конституции Украины обвинить человека имеет право только суд. Участники акции протеста 19-го февраля 2014 г. вышли с плакатами «Хватит стрелять». Это было связано со стрельбой в Киеве накануне, 18 февраля. Вина Н. Скорика состоит в том, что он был в то время председателем облгос администрации. Автобусы для отдыхающих санатории я им. М. Горького заказал его заместитель Орлов. Знал ли он, что этими отдыхающими будут титушки, которые с битами нападут на участников акции протеста, неизвестно. Ведь кто-то организовал оба мероприятия: эту акцию протеста и нападение на неё. А кто, милиция, на сколько мне известно, это не установила. Фундаментными блоками главный вход в здание облгос администрации пришлось закрывать потому, что в то время в стране были проведены ряд захватов зданий госучреждений — прокуратуры и профсоюзов. Это сыграло свою роль в защите здания от вероятного его захвата противниками Евромвйдана.
«Строительный рай» на Одесчине: как московский гастарбайтер-коневод и родственник прокурора осваивает миллионы на жилье для переселенцев
Затянувшаяся реконструкция терапевтического отделения Березовской больницы под 16 квартир для переселенцев рискует окончательно превратиться в долгострой. Подряд на 30 млн грн еще в 2023 году получила киевская компания «Билд парадайз», связанная с Василием Перепелюком. Работы планировали завершить к концу 2024-го, затем срок перенесли на 2025 год. Теперь крайний дедлайн август 2026-го.
Взрывной волной повреждены несколько заведений, которые в зимний сезон были закрыты. По территории разбросаны обломки дрона, образовалась крупная воронка очевидцы подходят и осматривают место происшествия.