Одну из старейших церквей Одесской области вернут армянам
Одесский областной совет намерен вернуть армянской общине одно из старейших культовых сооружений региона – построенную в XV веке армянскую церковь Успения Пресвятой Богородицы (Сурб Аствацацин), что в Белгороде-Днестровском. Проект соответствующего решения вынесен на ближайшую сессию собрания, рассказали «Думской» в аппарате облсовета. Передачу храма, имеющего статус памятника архитектуры национального значения, уже согласовало Министерство культуры.
Реституция осуществляется в соответствии с десятилетней давности указом президента Леонида Кучмы «О неотложных мерах по окончательному преодолению негативных последствий тоталитарной политики бывшего Союза ССР в отношении религии и по восстановлению нарушенных прав церквей и религиозных организаций». По словам начальника облуправления охраны культурного наследия Натальи Штербуль, армянская религиозная община взяла на себя обязательства по реставрации здания храма. Церковь расположена на улице Кутузова и находится сейчас в собственности территориальных громад региона, на балансе белгород-днестровского краеведческого музея. Точная дата строительства здания неизвестна. По одной из версий, храм возвели греки, и первоначально он служил монастырем, а армянам был передан только в XVI веке. По другой, церковь построили сами армяне, причем предварительно заплатив крупную взятку османской администрации Аккермана. То, что церковь появилась в годы турецкого владычества, наложило отпечаток на ее архитектуру. Турки обычно не возражали против христианских храмов на своей территории, но только в том случае, если они не возвышались над самой низкой мечетью. Поэтому все церкви Бессарабии, построенные ранее конца XVIII века, углублены в землю. Храм Пресвятой Богородицы является подземным почти наполовину. Чтобы войти в него, надо спуститься по 12 ступеням. Армянская община несколько раз перестраивала сооружение. В 1699 году был достроен алтарный блок, а в 1827 году — увеличена длина здания с западной стороны, там же возведен портик с колоннами и перестроен южный притвор. В конце XIX- начале XX веков храм стал крестообразным в плане. Возле церкви была расположена колокольня — деревянный навес с 5-ю колоколами разной величины. Кроме того, рядом находилось старинное кладбище. В качестве культового объекта армянская церковь функционировала до 1940-го года, пока ее не закрыла советская власть. В 1962-м году храм передали краеведческому музею, а в 1963-м присвоили статус памятника архитектуры национального (республиканского) значения. До последнего времени здание церкви служило базой Белгород-Тирской археологической экспедиции. Реставрационные работы по укреплению фундаментов, стен, сводов, а также благоустройство территории были произведены в 1995-1997 годах ООО «Реставратор». Армянская община настаивала на возвращении церкви с конца 1980-х годов. К слову, на звание древнейшего культового сооружения (и вообще старейшего здания) области претендует несколько храмов, причем два из них находятся в Белгороде-Днестровском. Это – греческая церковь Иоанна Предтечи на улице Леона Попова и подземная церковь Иоанна Сучавского на Шабской. Обе построены предположительно в XIV веке. Примерно в то же время, если не раньше, возведена старообрядческая Николаевская церковь в Килие (по другим данным, ее заложили позже, в XVII в). Фото panoramio.com
СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!
Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter
|
И Армян всех в белгород верните
Ответить
|
|
Не знала о том, какие требования предьявлялись к высоте храма, хотя это сразу бросилось в глаза при просмотре фотографии. Очень интересно будет взглянуть на храм после реставрации — 12 ступенек вниз, никогда с таким не сталкивалась, во всяком случае в наземном храме такого не видела.Сколько интересного и нового буквально под носом, рядом с Одессой, спасибо, «Думская»!
Ответить
|
|
Мне посчастливилось трижды побывать в главной святыне армян — Эчмиадзине — остались глубочайшие впечатления. Культура, самоуважение, непоколебимые традиции, достоинство — думаю, именно они и сохранили народ в тех исторических ситуациях, что довелось армянам пережить. Успехов армянской общине Одессы и области!
Ответить
|
|
Yulia Grigorieva.12:35.Слава Богу, что решили вернуть.Но у меня к Вам вопрос-а каким образом Армянская церковь на плато Гагарина возникла?Вы знаете где была Армянская церковь в Одессе до революции?Я христианин и здесь нет никаких подвохов.Спасибо.
Ответить
|
|
Старая армянская церковь находилась на углу Базарной и Екатерининской.
Ответить
|
|
Yulia Grigorieva.14:26.Там где сейчас школа(лицей)?Теперь объясните зачем тогда мер Гурвиц отдал армянам га на Га. плато и мусульманам пельменную на Ленина угол Чкалова?Мечеть была всегда на спуске Ласточкина(возле Порт-Клуба) даже доска о Горьком там висит, а армянская церковь, мама мне говорила, по тому адресу.Ну и зачем было всё переворачивать! ?Я православный, но за Одессу и традиции обидно.Дам миллион и решу все проблемы.
Ответить
|
|
Моя фамилия не Гурвиц. Моя фамилия Григорьева. Ваш (риторический теперь) вопрос не по адресу. Я православная, но с уважением захожу в храмы любой конфессии и, извините, в этой теме не хочу засорять себе и окружающим мозги вопросами, которые в этом городе и в этом государстве никаких конструктивных ответов не имеют. Армянская церковь на Гагаринском плато стояла, как игрушечка, ладная, гармоничная, уютная, великолепно спроектированная
пока рядом не выстроили эту безликую пакость, в которой и не живет-то никто, почти весь новострой сдается в аренду — почему вас это не шокирует? С моей точки зрения весь ансамбль армянской церкви многое утратил и смотрится теперь приживалкой у порога безвкусного жилья нуворишей.
Ответить
|
|
Yulia Grigorieva.21:01.Я тоже православный и мои вопросы к Вам исключительно связаны с историческим прошлым нашего города и региона(коль мы затронули вопрос старинного армянского храма).Приветствую восстановление и строительство храмов разных конфессий. Знаю мнение известных мусульман в городе(брат Аушева), которые были против строительства на Ришельевской угол Б.Арнаутской.Также удивительно появление христианского храма на плато Гагарина и не удивительно, затем, появление многоэтажной застройки.Для Армянского храма можно и нужно было подобрать место не в рекреационной зоне, но мы действительно имеем другие фамилии и другие должности. Простите, если мои замечания показались Вам невежливыми!
Ответить
|
|
Уважаемый Гурд — всегда с симпатией к собеседнику! Очень интересно общаться, спасибо )
Ответить
|
|
а скажите, зачем Эдичка-поц снес прекрасное здание на Ришельевской и разрешил построить там мечеть? Что, другого места не было??? У мамы там жили друзья. Помню прекрасную мраморную лестницу с коваными перилами и 5-и метровые зеркала(вернее, все, что от них осталось) в проемах. И еще дубовые двери из«раньшего времени»
Ответить
|
|
старая кляча.22:52.Я жил рядом.Так в моей памяти на этом месте сохранилось двухэтажное здание с пельменной и что-то типа большой клумбы.Отчётливо помню.Может кто из краеведов скажет веское слово! ?То есть место под застройку было, а насчёт мечети смотри выше.
Ответить
|
|
знаете — пельменную не помню
была маленькой, а вот вход к маминой подруге помню был со двора, вернее под аркой — сразу парадная!!! арка во двор была не со стороны Ришельевской, а со стороны арнаутской!
Ответить
|
|
старая кляча.10:09.Правильно.А пельменная была на бельэтаже и туда вверх лестница была и дом в два этажа, видимо исторической ценности не представлял.Знаете, если спускаться, например, по М.Арнаутской в сторону Белинского, то справа и слева стоит куча одно-, двух-этажных домов, которые, скорее всего исторической ценности не представляют, но для жителей, и меня выросшего в том районе-ещё какая ценность, но не куда не денешься, рано или поздно уйдут и они.
Ответить
|
|
Территория площадью ровно 1 га на Гагаринском плато была передана, с покровительства в этом вопросе Гурвица, Армянской общине под строительство церкви, школы и культурного центра. Сделано это было потому, что Армянская община в Одессе, на тот момент, насчитывала около 20 тыс людей, четверть которых коренные жители в 4 и 5 поколении. Извините, что ответил вместо Юлии.
Ответить
|
|
Спасибо, что ответили. Я с удовольствием прочитала о том, о чем не знала и что очень интересно и поучительно: не всегда надо ехать за тридевять земель, стоит обратить внимание на культурные ценности на своей земле. А в материале речь идет о культурном наследии благородного красивого народа. Спасибо всем, кто помогает это наследие сохранить.
Ответить
|
|
http://dumskaya.net/news/samaya-drevnyaya-hristianskaya-cerkov-mira-v-ode-015450/
Ответить
|
|
Спасибо. Я любила здесь прогуливаться, часто заходила внутрь храма вне службы, чтобы постоять просто в тишине. Теперь я перестала там бывать. Церковь задавлена бизнес-хоромами и я не чувствую там былой ауры.
Ответить
|
|
Правильное решение о передаче армянской общине церкви. В Крыму передали армянский монастырь XIV века Сурб-Хач, президент Армении присутствовал. Исторический факт проживания других народностей на территории Украины. http://pilger.mgupi.ru/gallery/2006_06.htm
Ответить
|
|
Это случайно не Чита (белгородский армянин) решил грехи замаливать?
Ответить
|
|
ну и ладно, абы людям в толк и здание-памятник сохранить. немцы ведь свою церковь на Новосельского вон как сделали, а ведь почти окурок от нее было остался.
Ответить
|
|
А где же свобода слова и мнений? Вон у Славика Шустрого людей не ограничивают:) Свободу волнистым попугайчикам!!!
Ответить
|
|
Турки обычно не возражали против христианских храмов на своей территории, но только в том случае, если они не были выше самой низкой мечети. Поэтому все церкви Бессарабии, построенные ранее конца XVIII века, углублены в землю.
Ого интересная инфа, не знал. А по теме, правильное решение.
Ответить
|
|
Хорошо что отдали. Надеюсь ее скоро приведут в порядок, и памятник истории можно будет смело называть памятником истории.
Ответить
|
|
знаете, в Б-Днестровском очень много потрясающих исторических объектов!!! Там даже скифское захоронение есть!!! Правда делать деньги на этом наши власти не умеют, и другим не разрешают!
Ответить
|
|
Во Львове есть армянская церковь
очень красивая!
Ответить
|
|
Замечательная! Очень посещаемая, приятная атмосфера в церкви, в ней легко и гармонично чувствуешь себя.
Ответить
|
|
Во Львове находится Головная церковь армян Украины.
Ответить
|
|
одна из главных достопримечательностей Львова.для меня самая красивая армянская церковь за пределами Армении.она просто шедевральна!
Ответить
|
|
если не ошибаюсь, строили ее как армянскую католическую, а не апостольскую
Ответить
|
|
так и есть, но сейчас она апостольская.армян-католиков очень мало осталось сегодня.
Ответить
|
|
Возможно. У них высший духовный сан — Католикос Всех Армян. Возможно есть и Патриарх.
Ответить
|
|
Католикос — это глава апостольской церкви. Армянская католическая — это вариант нашей греко-католической. Униаты, словом
Ответить
|
|
Спасибо. Разобраться в этих духовных санах никогда не удавалось. Да еще — разных церквей.
Ответить
|
|
Штербуль пусть займется домом Потоцкого! А то раздавать у них быстро получается, а контролировать охрану памятников нет!
Ответить
|
|
вообще во всех т.наз. цивилизованных странах есть правило — если ты владеешь памятником архитектуры — изволь содержать его в надлежащем состоянии! Иначе — огромный штраф!!! Вот почему в Европе нет развалин в исторической части города!! А у нас только один дом Русова
плакать хочется! При Ришелье выдавали одесситам землю бесплатно. НО! Если ты в течение 3 лет на ней ничего не построишь — отбирали и давали более расторопному хозяину! Вот бы мадам Штербуль взять на вооружение
Ответить
|
|
После убийства руководителя армянского общества в БД (2010) нет у нас в городе активной громады армян. Кому же передают?
Ответить
|
Правила
|
|