Фундаментальная научная монография «Город Измаил и его фортификация (по источникам XVI-XIX веков)» вышла недавно в одесском издательстве «Черноморье». Ее написали два историка — украинец и турок. Доктора исторических наук, завкафедры истории Украины Южноукраинского педуниверситета Ушинского и постоянного автора «Думской» Андрея Красножона наши читатели хорошо знают. Его соавтор — директор Центра исследований арабского и турецкого миров (SOTA) доктор наук Мехмет Тютюнджи, один из ведущих мировых специалистов в области османской эпиграфики. Объем монографии «Город Измаил и его фортификация» — около 600 страниц. В ней 270 иллюстраций. Написана работа на украинском и турецком языках с английским расширенным резюме и подписями к документам. Значение этой работы трудно переоценить. Условно «дороссийский» (до российского завоевания в XVIII-XIX веках) этап истории Северного Причерноморья состоит сегодня из сплошных белых пятен. История Измаила, крупнейшего города украинского Придунавья, не является исключением. Когда и кем он был основан? В честь кого или чего получил свое название? Какую роль играл в международной торговле и обороне северных границ Османской империи? Авторы подняли и ввели в научный оборот огромный корпус документов, прежде не привлекавших внимание советских, российских и украинских исследователей. Увы, до сих пор многие умудряются изучать османский период нашей истории, не используя источники на османско-турецком языке. Справедливости ради надо сказать, что и турецкие специалисты плохо знакомы с материалами из украинских и российских архивов. Доктора Красножон и Тютюнджи опубликовали под одной обложкой более 200 документов, хранящихся в 14 архивах Украины, Молдовы, России, Германии и Турции. Этим работа и интересна международному кругу ученых — она открывает для исследователей из разных стран исторические источники, которые зачастую недоступны для них по многим причинам — языковым, географическим, политическим. Книгу помогала создавать целая группа специалистов: переводчики, архивариусы, историки-османисты. Самый интересный и одновременно красочный документ, опубликованный в монографии, — дарственная грамота султана Мурада III, которая была выдана в конце ноября 1589 года третьему человеку в Оттоманской Порте (после султана и визиря). Этим человеком был Мехмед Хабиши-ага, смотритель святая-святых — султанского гарема. Султан подарил ему обширную территорию на юге современной Одесской области и поручил обустроить там известную с давних времен переправу, называвшуюся Исмаил Гечиди («переправа Исмаила»). Происхождение этого названия точно не известно, но авторы монографии не исключают, что переправу окрестили в честь местного мусульманского святого. «До конца XVIII века здесь существовал монастырь бекташей (военный суфийский орден, к которому были, например, приписаны янычары) с могилой некоего Исмаила-баба, праведного человека и учителя», — говорит Андрей Красножон. Примечательна сама дарственная. Это настоящий шедевр османского каллиграфического искусства. Длина свитка достигает 5 метров, ширина — около полуметра, вес - более 6 килограммов! Текст грамоты написан золотыми чернилами. Страховая стоимость этого документа, хранящегося в фондах Музея исламского искусства в Берлина, превышает 1,5 млн евро! В работе Красножона и Тютюджи он впервые публикуется в цвете. Кроме того, исследователи предложили новый перевод дарственной, более точный, чем сделанный в 1972 году (его автор не имел возможности работать с оригиналом — только с черно-белой фотокопией). Но вернемся к Мехмеду. Получив столь ценный подарок и одновременно сложную задачу, он взялся за дело с таким рвением, что быстро перессорился со всем стамбульским двором. Против него интриговал даже сам великий визирь! Но несмотря на это, уже через два-три года на переправе существовал город с населением около 5 тысяч человек, который начал приносить доход в султанскую казну. Здесь были заложены причал и верфь — как раз на том месте, где и сегодня стоит судоремонтный-судостроительный завод (ИССРЗ), что, кстати, делает его старейшим почти непрерывно действующим промышленным предприятием Украины. Тогда же была построена и мечеть, в которой сейчас расположена диорама «Штурм Измаила» (филиал исторического музея Суворова). Это не только единственное турецкое здание города, которое дожило до наших времен, но и старейшая из сохранившихся в первозданном виде мечеть Украины. Авторы работы установили, что ее возвели по проекту стамбульского архитектора Давуда Чавуш-ага, которому покровительствовал всемогущий Мехмед. Давуд был учеником великого Мимар Синана, создателя «османского барокко». Именно Чавуш-ага построил одну из красивейших мечетей Стамбула — Новую мечеть Валиде-султан. «Источники не донесли до нас аутентичного названия измаильской мечети, но мы можем с уверенностью говорить, что она носила имя человека, профинансировавшего строительство — Мехмеда-ага. Православные назвали бы его «ктитором», — говорит Красножон. — Такова общемусульманская традиция. Интересно, что в документах 1790-х годов, составленных уже после суворовского штурма, измаильчане называют эту мечеть Свинцовой: этим металлом был покрыт купол сооружения». С основателем города Мехмедом, пишут историки, связано и первое турецкое название столицы Придунавья — Мехмедабад («город Мехмеда»). Именно так она фигурирует в документах первых годов своего существования. Однако из-за ранней смерти сановника топоним не прижился, и уже на рубеже XVII века окончательно закрепилось название «Измаил». В XIX веке история повторилась. Русские завоеватели переименовали захваченный населенный пункт в Тучков — в честь генерала Сергея Тучкова, первого градоначальника, но очень быстро все вернулось на свои места, и в официальных документах снова появился Измаил. И еще о Мехмеде-ага. Авторы монографии выяснили довольно многое об этом неординарном человеке. Как мы уже отмечали, он был смотрителем султанского гарема, то есть евнухом, что, впрочем, не мешало ему пользоваться огромной властью и влиянием. По происхождению Мехмед был темнокожим эфиопом («хабиши» — «абиссинец»), из бывших рабов. В монографии опубликованы четыре его портрета, которые вполне могут использовать современные измаильчане, если у них появится желание увековечить память настоящего основателя своего города. Тем более, что он того достоин. К концу жизни Мехмед-ага сколотил огромное состояние (в которое входил и принадлежащий ему город на Дунае). Потомства, по понятным причинам, у евнуха не было, и все нажитое непосильным трудом, включая Мехмедабад-Измаил, он завещал религиозному благотворительному фонду, устав которого Красножон и Тютюнжи обнаружили в архиве и опубликовали в своей книге. Согласно этому документу — он называется вакифнаме, — все собираемые в городе налоги в равных долях распределялись на содержание исламских святынь и бедняков Мекки, Медины и Иерусалима. И это происходило в течение двух веков! «Таким образом, очевиден вклад юга современной Украины в развитие мирового ислама», — подчеркивает доктор Тютюнджи. Одна из последних глав (всего их 12) посвящена эпизоду, который прославил Измаил на весь мир, — так называемому суворовскому штурму 11 декабря 1790 года. В работе впервые опубликован почти весь свод документов, хранящихся в фондах Российского государственного военно-исторического архива, — преимущественно планы крепости и города. Изучение этих бумаг позволило опровергнуть некоторые устоявшиеся взгляды на происходившее тогда в Измаиле, кое-что уточнить, а кое-что выяснить впервые. В частности, как установили авторы монографии, в ходе уличных боев и штурма город пострадал значительно меньше, чем предполагалось доселе. Целые районы, заселенные христианами, вообще не были затронуты боевыми действиями. Кроме того, торжественный молебен, проведенный Суворовым в честь удачного штурма, не имеет никакого отношения к сохранившейся каменной мечети (один из мифов гласит, что он приказал превратить мечеть в православную церковь). На турецком плане Измаила, составленном уже после возвращения города Порте (он пробыл в составе Османской империи до 1812 года), историки нашли кладбище, обозначенное как «кладбище мучеников». По их мнению, на нем могли быть захоронены погибшие во время штурма. Сейчас на этом месте административное здание судоремонтного завода. Монография «Город Измаил и его фортификация» уже привлекла внимание научного сообщества. Свое мнение по ее поводу высказали исследователи из Италии, России, Молдовы, Румынии и Турции. Отмечается, что это хороший пример качественного международного взаимодействия, когда ученые из разных стран объединили свои усилия, чтобы охватить максимально широкий круг разноязычных источников. Что касается нашего региона, то это одна из тех работ, которые выводят изучение его истории за рамки традиционного краеведения в область настоящей академической науки. Автор — Виктор Босняк СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ! Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter Новости по этой теме: 11 октября 2024: Багровые небеса: одесситы еще пару дней смогут любоваться полярным сиянием, которое породила вспышка на Солнце 18 апреля 2024: Глобальное потепление и натиск карася-эмигранта: что угрожает аборигенным рыбам Одесчины? 8 апреля 2024: "Мы учим студентов мыслить": как в Одессе изучают робототехнику и искусственный интеллект и готовят учителей будущего (видео) |
Статьи:
21:02 Королевы льда и Instagram: как «Сестры Кракен» из Одессы покорили хоккей и соцсети!
Одесский хоккей переживает ренессанс: в Украинской лиге дебютировала мужская команда «Шторм», а женская команда «Сестры Кракен» завоевала бронзу на чемпионате страны. Но этим их достижения не ограничились: один из рилзов команды уже собрал 15 миллионов просмотров! Читать дальше Думская в Viber |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||