На Укрпочте погасили марку в честь 606-летия первого упоминания Одессы
Торжественное гашение почтовой марки, а также открытие выставки в честь 606-летия первого письменного упоминания об Одессе состоялось 19 мая на Главпочтамте.
«В хрониках 1415 года отмечено, что польский король дает материальную помощь зерном и скотом другому христианскому правителю, константинопольскому императору, потому что турки досаждали грекам. Современные украинские историки доказали, что Одесса должна праздновать свой день рождения именно 19 мая. Мы просим мэрию поменять статут города, но они не хотят, чтобы у Одессы был такой солидный возраст», — рассказывает координатор общественной организации «Одессе 600+» Василий Дяченко.
В экспозицию открывшейся на Главпочтамте выставки вошли картины заслуженных художников Украины супругов Кравченко – Анатолия и Галины, а также выпускников и студентов одесской Грековки. Авторы представили акварельные работы разных лет, а также презентовали туристическую карту одесских достопримечательностей.
«Мы много путешествовали по миру и везде есть такие карты. Она создана для удобства туристов – здесь указаны самые знаковые места города, храмы, музеи. С другой стороны есть более подробная информация о ряде одесских музеев – о музее центра украинской культуры, который стал лучшим в своем направлении в Украине, музей художественного колледжа имени Грекова, который заканчивали мы с мужем и наши дети, музее авиации, литературном музее и музее Западного и Восточного искусства», — рассказывает Галина Кравченко.
Туристические карты можно будет приобрести в отделениях Укрпочты. Ориентировочная стоимость – 20-30 грн. Выставка будет работать в течение месяца.
СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!
Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter
Было упоминание об Одессе или о неком поселении на этом месте? На месте любого города когда точно то было, были вигвамы на месте Нью Йорка, но это не говорит о том что ему 1000 лет
Не стоит искать логику в пропаганде или контрпропаганде, пример которой мы тут наблюдаем. Украинская стратегия борьбы с имперскими мифами -- создание собственных мифов. Можно назвать это контр-мифами.
Да, это работает. Людям нужны свои национальные мифы. Се ля ви.
Что значит первое поселение? Если на этом месте НЕПРЕРЫВНО находилось поселение, тем более с крепостью, гаванью портом Почему история города-героя Москва ведется от первого упоминания — типа "князь заночевал на мошке". А там в это время 4 землянки было. Одессу же считают с момента переименования Хаджибея в Одессу. Давайте и возраст Питера считать с 1990 года, а Собчака-переименователя, как и Катьку-переименовательницу считать основателем Питера.
Хаджибей и коцюбий это два разных поселения. Хаджибей турецкое и было создано в середине 18 века, оно было захвачено и переименовано в Одессу. А коцюбий к которому пытаются привязать историю нашего города. Просуществовало чуть более ста лет и не имеет прямой привязки к хаджибею, кроме схожести названий. Пустота и руины были между этими двумя поселениями. С таким же успехом можно, ещё порыться в истории и найти другие поселения.
Было упоминание про Коцюбеев, он же Хаджибей, переименованный в Одессу в 1795 году, на следующий год, после того как Катька, "уважая выгодное положение Хаджибея", повелела устроить в нём военную гавань с купеческой пристанью.
Официальная версия переименования Хаджибея в Одессу такова: на придворном Рождественском балу 26 декабря 1794 (6 января 1795 года) Екатерине II предложили переименовать Хаджибей в память древнего эллинского селения Одиссос, находящегося вблизи этого места. Императрица отвечала: «Пусть же Хаджибей носит древнеэллинское название, но в женском роде — Одесса.» Во всяком случае первое письменное наименование Хаджибея Одессою встречается 10 (21) января 1795 года в заглавии Высочайше утверждённого штата запасного соляного магазина.
Зато есть документ за 1794 год, в котором учитывается выгодное положение Хаджибея, что подчёркивает существование города как минимум на этот момент, а по логике ещё и как минимум до 1789 года, т.е. до его оккупации Российской империей.
Да, только это два разных поселения. Коцюбий просуществовал чуть более ста лет. Между коцюбием и Хаджибейська были развалины. Так, что брать начало города от коцюбий, не правильно. Логичнее взять дату за построение Хаджибея, а именно середину 18 века. Но это и не город был, а так поселение и там русских не было, было казаков не много. Те которые не прогнулись под империю.
Спитайте будь-якого одесита з корінних — він вам радо розкаже, що його прапрапрадід особисто стояв у витоків Одеси, і що до самого указу матінки-Єкатерини тут геть нічого не було, пустий степ, небо і хмари. І тільки два-три турки відлежували боки попід тином. А всіма ціми документами, хроніками дуріть когось з освічених та розсудливих, бо корінним вони ні до чого.
То, что тут была крепость Хаджибей, еще в советских школах рассказывали. Это не секрет.
Другое непонятно. Почему Одессе 600 лет, а не 2600? Ведь тут еще в 6 веке до н.э. было поселение греческое.
Что за тварина позорная хочет уменьшить возраст нашего города на 2 тысячи лет? И кто ему за это платит? Часом не с Лубянки ли это урезание финансируется?
Навіщо ви так сильно показуєте всім свою необізнаність? Що заважає вам самостійно пошукати в Гуглі/Вікі? Поселення Коцюбіїв (яке належало Великому Князівству Литовському та Руському) вперше згадано в письмових джерелах у 1415 році. А яка писемність була у неандертальців? Коцюбіїв Вікіпедія
Ничего, скоро найдут амфору с посланием, от древних греков Одессы — грекам Афин, с просьбой выделить средства на строительство новой вилы для грека Изи. Даёшь тысячелетнюю историю Одессы!
В российских источниках хвастливо упоминалось, как Катька прививала название Одесса. Крестьяне ехали на ярмарку в Хаджибей. На вьездах в город стояли казачьи заставы, и каждого проезжающего спрашивали «куда едешь». Кто говорил «в хаджибей, на ярмарку» тех пороли, и учили, что едут они «в Одессу». Так, что сегодня возраст города мы считаем с момента переименования, а не с момента постоянного поселения людей, как это считается с другими городами.
Ваш ответ по данной теме будет самый корректный, с одним уточнением, не переименования города а порта, так как речь в императорском указе идет о морской фактории а не о населённом пункте.
Как известно, первое упоминание об Одессе датируется после её основания и начала строительства 1794-го года. При чем тут картины всяких разных современных художников и студентов худ.училища? Выставка картин это одно, а шестисотлетнее «упоминание» об Одессе совсем другое. Вероятно, эта компания таки хочет раскачать общественно-политическую ситуацию в Одессе и в стране. Разве польский король, который оказал мат.помощь помощь зерном и скотом константинопольскому императору, которое произошло 606 лет тому назад упоминал об Одессе? Бред какой-то.
Полный бред! Сравнивать поселения и город это для дебилов и провокаторов. Крепость называлась Гаджибей-уточнение. Отсюда вывод — воинствующее незнание и историческая провокация. Тогда Овидиополю более 5000 лет.
Ко всем сообщениям историков надо относиться осторожно и взвешенно. Историю во всем мире писали, пишут и будут писать победители на сей момент. При этом большинство историков ( не все) действуют по принципу *чего изволите*. Надо напишут, что здесь всегда была голая земля не только без людей а даже без травы, а если очень надо, то напишут, что это родина атлантов и что на месте Потемкинской лестницы нашли фрагмены ступенек вырубленных каменными топорами.
Есть документ, в котором нет никакого упоминания Одессы, в нем указано о выделении средств на порт Гаджибей, про переименование Одессы вообще нет никаких документов.
Разговоры о 600-летии Одессы появились совсем недавно, после нападения россии на Украину и захват её территорий. Чтобы оторвать причастность Одессы к бывшей российской империи. Однако, эта война скоро закончится. И что будет потом? Те же «историки» будут утверждать обратное? И снова гасить «очередную» почтовую марку.
Перша згадка про Одесу-Кочубеїв датується 1415 роком. Її автор — видатний польський історик Ян Длугош. В своїй багатотомній праці «Хроніки славного королівства Польщі», він так описує цю подію:
-«Крім того в той час прибули до короля польського Владислава посли патріарха та імператора грецького з листами та запечатаними документами, які їх удостоювали, вони повідомили короля про те, що турки їх всіляко мучили і гнобили та просили лише надати їм допомогу зерном. Король Владислав, у святому співчутті побажав прийти їм на допомогу в складній ситуації, надав запрошену кількість зерна та визначив, що отримати його вони зможуть в його королівському порту Качубийов».
Тривалий час історики користувались перекладом только цього уривку з «Хроніки» Длугоша. Справа в тому що свою працю він написав середньовічною латинською мовою, якою, нажаль, мало хто володіє в наш час. Нещодавно польські вчені зробили переклад «Хроніки» сучасною польською мову, що допомогло з’ясувати точну дату першої літописної згадки про Одесу.
Напередодні великодніх свят 1415 року польській король Владислав Ягелло разом зі своєю дружиною та двором мандрував українськими землями, які в той час належали Польщі. Він відвідав Льнькут, Перемишль, Ярослав. А на передодні Великодня у страсний четвер, 29 березня, він приїжджає до Львова. Відзначивши свято у Львові, Владислав продовжує свій шлях і вже наступне свято – Вознесіння, яке того року припадало на 9 травня, він відзначає в Теребовлі. Це була не хаотична подорож без мети. Король їхав на зустріч з вельмиповажними гостями. «На Зелені свята король прибув до Снятина», — повідомляє Длугош. Як відомо, «Зелені свята» — це народна назва Трійці. В 1415 році Трійця припадала на 19 травня. Саме в той день в Снятин прибуває молдавський правитель Александр Добрий.
В ХV столітті Снятин знаходився на кордоні з Молдавським князівством. В середньовіччі це місто мало важливе значення, бо саме в ньому була розташована головна митниця на молдавському торгівельному шляху. З кінця ХІV століття Молдова визнавала над собою сюзеренітет польських королів. Зустріч польського короля та молдавського правителя мала дуже поважну причину: Александр Добрий повинен був скласти присягу на вірність королю та польській державі. Відразу по приїзду Владислава Ягелло і відбулась ця подія.
Саме в той час, 19 травня, в Снятин приїжджає також посольство від Візантійського імператора та константинопольського патріарха з проханням по допомогу. Треба звернути увагу на присутність в складі посольства представника константинопольського патріарха. Це не випадковість, бо одним з головних питань на переговорах було питання унії між католицькою та православними церквами, ініціаторами якої були польський король Владислав та великий князь литовський Вітовт. Згідно Длугошу, король приймає послів та наказує відправити допомогу через королівський порт Кочубийов.
Після цього Ягелло відправляє дружину королеву Анну до Кракова, а сам поспішає у Вільно назустріч зі своїм двоюрідним братом та союзником, великим князем Литовським Вітовтом. Можна припустити, що Владислав Ягелло та Вітовт обговорили всі подробиці зустрічі з послами, та розробили подальші кроки в напрямку реалізації плану щодо церковної унії. У своїй праці Длугош достатньо чітко виклав інформацію з приводу подій, які відбувались навесні 1415 року. Всі події він прив’язав до католицьких церковних свят. Тому було нескладно вирахувати день першої письмової згадки про наше місто. Це 19 травня 1415 року за Юліанським календарем. Польський історик чітко викладає події в хронологічному порядку, ніде не відступаючи від нього. Прикладом такої послідовності є його розповідь про страту чеського релігійного реформатора Яна Гуса, засудженого Констанцьким собором. Як відомо, Гуса спалили 6 липня 1415 року і Длугош поставив цю подію вже після вищезгаданої зустрічі короля з візантійськими послами.
Таким чином, 19 травня можна вважати не лише датою першої літописної згадки, а справжнім днем народження нашого старовинного міста.
ну конечно, Одесса — древнее чем кажется, тем более — с одной стороны ТИРА, а с другой стороны — ОЛЬВИЯ — конечно же что то здесь должно было быть — крепость, город, поселение Гаджибей тоже имеет историю! 𠧠 лет городу — это круто!!