24 августа, 21:41 Читати українською
«Мы тут все случайные». Одесский украинский театр начал 100-й сезон современной пьесойПервый показ одноактной драмы «Вирій» состоялся в Одесском академическом украинском музыкально-драматическом театре имени Василия Василько. Формат «Зритель на сцене» в данном случае не предусматривает иммерсивного заигрывания с публикой, персонажи демонстративно не обращаются к людям в креслах, не заглядывают в глаза. Все происходит очень близко как физически, так и к сердцу. За полтора часа перед нашими глазами произошло так много, столько всего промелькнуло, и над увиденным хочется размышлять значительно больше времени, чем длился спектакль. Драму Натальи Игнатьевой поставили режиссеры Александр Самусенко и Мирослава Ткач, и они советуют поискать ключик для понимания сюжета в украинской мифологии. Уникальное слово «вирій» не переводится ни на один язык мира, но восточные славяне знали, что там всегда тепло. Потому туда летят птицы и души умерших, которые временно тоже превращаются в птиц. Но так представляется живым, на самом же деле переход из земного бытия во внеземное может оказаться беготней по кругу. Героини спектакля, наши современницы, нарезают круги по сцене. Актрисы бегут, когда играют живых женщин, и когда их персонажи лишаются жизни, но не чувств, проблем и воспоминаний. Это прописано в драме и не добавляет оптимизма: никого на том свете из близких женщины не встретили, так же остро, как и при жизни, переживают за судьбы сына, брата, мужа, незнакомого юноши. Так же страдают. Не стоило и погибать. Не хочется приводить детей в мир, где идет война. «Мы тут все случайные», — говорят они в начале действия друг дружке, застревая на автобусной остановке. Но ничего случайного не бывает. Каждая из этих женщин, как интригует Александр Самусенко, олицетворяет определенную стихию. Самая старшая, подавленная горем крестьянка Галина (заслуженная артистка Украины Нинель Наточая), это сама земля, тут без вопросов. Может породить, может и поглотить. Монолог Галины, когда она призывает стать на защиту умерших рядом с живыми, весь могущественный украинский Род, становится кульминацией спектакля. Юная военнослужащая Ангелина (Мария Буймович), безусловно, огонь, вспыхивает мгновенно. Тем не менее, пламя ее нужно еще раздуть, и тут как раз кстати оказалась порывистая Марина (Ирина Бессараб), девушки заядло сцепляются в драке. И, наконец, стихия воды, это, определенно, о нежной, воспитанной барышне Инге, которую играет Ирина Шеляг. Наступит момент, и из ласкового ручейка Инга превратится в ту, что дамбы разрывает, может снести все на своем пути и возненавидеть всех, кто остался жить, в отличие от ее любимого мужа. Злые слова, грязная брань, сетования на «дурака», который ушел на войну и погиб, а жене что делать? Она ощущает себя преданной… Драматург исследует актуальную проблему, показывает, что получится, если украинцы будут продолжать «не прощать» друг друга за то, что пошел воевать или нет, уехал из страны или остался, умер или выжил и так далее. Горе будет, беда, беготня по адскому кругу. Необязательным представляются видео с призабытым (а молодые зрители могут и не идентифицировать его) Горбачевым, выход на сцену нахальных пионеров с барабаном и горном, потом молчаливых косарей, невидимое зелье выкашивающих вокруг себя. Гипсовые Венеры, выглядывающие из похожих на гробы парковых ящиков (в такие прячут скульптуры на зиму либо во время военных действий), возможно, тоже немного лишние. Это не в укор талантливому сценографу Максиму Лапко. Ну да, одна из героинь была женой скульптора, далеко не успешного, а муж мог бы иметь другую профессию, что меняет его деятельность по большому счету? Венеры заметно мешают актрисам бегать. И уж точно лишняя в современном театре дым-машина, это какой-то средневековый ужас, химическая атака, от которой не спрятаться. Женщины наиболее интересны в этой драме, актерские работы наиболее ценны, не хочется распылять внимание между ними и тенью генсека, голыми Венерами и босыми косарями. Однако первое впечатление бывает и ошибочным, а беря во внимание то, что пьеса новая, зрителю наперед незнакома, оставим театралам право сделать собственные выводы. «Вирій» вскоре увидят в Ровно, куда он отправится на гастроли. И хотя развлекательным его не назовешь, поклонники у него будут, в каком бы уголке Украины не увидели. Иностранная публика, по крайней мере, лучше поймет наши проблемы (но проблемы возникнут уже у нее с распознаванием генсека), а на большее и рассчитывать не стоит. Юбилейный, 100-й сезон начался мощно, хотя и для небольшой аудитории, которую может вместить сцена. Автор — Ирэн Адлер, фото Олега Владимирского Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter Новости по этой теме: 2 октября: Ройтбурд в пикселе, фаллический символ и платья-картины: в Одессе доказали «Теорему власти» (фото) 29 сентября: Щепотка сухой ромашки в тесто: одесская Музкомедия показала спектакль о любви поляка и украинки (фото, видео) 17 сентября: «Живи. Хоть миг живи. Жить - это долг». Одесский театр вновь открылся после удара российской ракеты (фото) |
Статьи:
23:38
Количество раненых в результате российских ракетных обстрелов увеличилось до 11 человек. Семь человек в тяжелом состоянии. Врачи оказывают всю необходимую помощь пострадавшим.
23:28
Шесть человек погибли, восемь получили ранения, четверо из них находятся в тяжелом состоянии, - сообщили в ОВА
Все это последствия атаки российских террористов на Одесчине. Думская в Viber |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Смена власти: городскую организацию «Батьківщини» возглавил Жеман (политика)
Одесчину обстреляли баллистическими ракетами: слышны взрывы (обновляется)
|