Убитых закапывали в мусоре: на месте массовых захоронений жертв коммунистов в Одессе находят личные вещи расстрелянных и гильзы от нагана
Поисковая группа, работающая на территории спецобъекта НКВД на 6-м км Овидиопольской трассы, где покоятся останки нескольких тысяч репрессированных одесситов, продолжает находить массовые захоронения и косвенные улики расстрелов. Корреспондент «Думской» понаблюдал за исследовательским процессом.
Несколько дней назад в одном шурфе были обнаружены гильзы от патронов калибра 7.62 для револьвера системы Наган, которые использовали красные каратели, рассказал «Думской» руководитель общественной организации «Пошук-Дніпро» Андрей Бижко. Он трудится здесь вместе с коллегами из одесской организации «Воинская доблесть» и криворожской «Память потомков».
По его словам, за весь период работ здесь было найдено 29 расстрельных ям (в каждой может лежать несколько десятков человек. Также поисковики обнаружили множество артефактов: личные вещи, остатки одежды и посуды. Они позволяют датировать период захоронения тел.
«Пуговицы, кружки, расчески, бутылочки, обувь, — перечисляет Андрей Бижко, — фрагменты кожаной и резиновой обуви с клеймами даты производства — 1937 г, в основном фабрика «Красный Большевик». Такую обувь часто носили заключенные. Все говорит о том, что здесь захоронены жертвы именно Большого Террора 1937-1938 годов. А гильзы позволяют сделать вывод, что спецобъект был не только местом захоронения, но и местом, где непосредственно производились расстрелы арестованных».
Между тем установление мест расстрелов и захоронений — это лишь первый этап поисковых работ. Следующий шаг — эксгумация тел.
По словам мэра Одессы Геннадия Труханова, к ней можно будет приступить только после получения всех необходимых разрешений, в том числе и решения суда.
«В архивах есть списки всех приговоренных к расстрелу людей, и найденные вещи дают нам надежду идентифицировать их, - отметил он. - Мы будем работать весь сентябрь, потом сделаем перерыв и весной продолжим. Надеемся, что к тому времени мы уже получим разрешения на эксгумацию. Должны получить, потому что вопрос резонансный. Это урок, который мы не должны забывать, когда тоталитарный режим потерял чувство меры и для достижения целей уничтожал собственный народ без суда и следствия».
«Общая площадь участка — 5 га, из которых обследовано чуть более половины, — говорит научный консультант поисковых работ, археолог Татьяна Самойлова. — Самое ужасное, что здесь была старая территория городской свалки. И это верх цинизма, что ямы выкапывали в мусорном слое, сбрасывали туда людей и засыпали тем же мусором. Режим отличался особым цинизмом».
После окончания всех работ мэрия планирует организовать на территории могильника мемориал.
Напомним, первую яму с телами нынешние поисковики обнаружили в начале августа.
В 2008 году здесь, на территории Татарки, нашли останки 1086 человек. Большинство было убито пистолетными выстрелами в затылок. Рядом с костями обнаружили личные вещи – портсигары, обручальные кольца и так далее. Некоторые предметы позволили датировать гибель людей 1937-1938 годами.
То, что осталось от людей, и обнаруженные предметы сложили в обычный металлический контейнер на расположенной по соседству складской территории, и на несколько лет о них забыли. И только в 2011 году, когда пресса уже устала писать о «костях в контейнере», убитых захоронили на Западном кладбище.
По разным данным, на шестом километре Овидиопольской трассы лежат останки от 5 до 20 тысяч человек, расстрелянных коммунистами.
Автор — Александр Николаев
ОБНОВЛЕНО В 17:53. Когда этот материал уже был готов, стало известно, что поисковики нашли на раскопе авиабомбу времен Второй мировой. Ее изъяли сотрудники ГСЧС.
СМЕРТЬ РОСІЙСЬКИМ ОКУПАНТАМ!
Помітили помилку? Виділяйте слова з помилкою та натискайте control-enter
Брындак — МОЛОДЕЦ, что подключился к раскопкам! Вот как описывает Виктор Суворов в своей книге «Контроль» работу сталинских палачей: «- Внимание, заключенные! Всем повернуться лицом к стене, руки назад. Пошли охранники вдоль шкафов: кому, падло, сказано: мордой к стене развернуться! И штыком туда в дырочку, штыком. Руки назад приказано!
Дядя Вася, вязальщик, закряхтел — теперь его время. Стоит арестант в шкафу, спиной к двери, руки назад. Открывается дверь, что он может сделать против двух штыков и двух собак? А собаки от нетерпения повизгивают. Но собак больше к работе не допускают. Дядя Вася-вязальщик и так справляется. У него на поясе проволоки стальной пучок. Проволока заранее кусками нарублена: обернул вокруг кистей, да кусачками и затянул. И выходи из шкафа. Нечего там больше делать. — Первого забирай! И пошел расстрел на две цепочки. В два потока. Стоит Холованов над ямой, постреливает. Некто в сером рядом — вторым номером. Один стреляет, другой пистолеты перезаряжает. Потом ролями меняются. Рядом второй поток. Там товарищ Ширманов с подручным. А ребята знай вязаных подтаскивают. Из шкафа исполняемого выдергивают, руки связанные вздернут вверх за спиной, так чтоб голова ниже пупа угнулась, и бегом его к яме. У ямы руки еще выше к небу вздернут, чтоб на колени пал, а Ширманов ловко эдак в тот самый момент — бац в затылок».
Потомки тех палачей любят клеить своим противникам ярлыки.Самый любимый-фашисты.В этот термин они вкладывают не просто последователей дуче Муссолини, а это у них просто имя нарицательное, оскорбление, что типа пиДОРАса, только с политическим уклоном.Так вот им самим подойдет определение-«коммуно-фашисты».
Рядом со мной (2м) работает некий индивидум женского пола в возрасте от 50 до 60 лет(количество выпитого пива, не даёт точного внешнего анализа)учитывая что это сфера торговли, каждые даже 50 см витрины имеют свою конкретную разницу И вот вчера, в момент нашего резкого общения мне заявили- жаль что нет НКВД!!! ЖИД ВОНЮЧИЙ СОВСЕМ ОБОРЗЕЛ @
РЕБЯТА 21 ВЕК о чем ещё говорить Пока не сдохнет поколение «нин кочановских» ни чего не изменится..
На площади Толбухина пуговки не копали и выгнали на месте казни многоэтажные мемориалы жилые прямо на костях, ну да о преступлениях немцев и румын казнивших сжигая заживо в артиллерийских складах несколько десятков тысяч одесситов в наше время не модно вспоминать
А я был уверен, что краснопузые палачи были мародерами, охочими до чужого добра А тут тебе и портсигары, и обручальные кольца, небось и коронки золотые остались. Расточительство сплошное! Вот немцы, те хозяйственней были, все бы подобрали
ага, а маршалы победители с эшелонами, немецкого шмотья, были сплошными благодетелями, и ни разу не мародеры, да и наследнички унитазами промышляют, на трофеи разбирают
Обычная практика совка и « преимуществ социалистической демократии в действии « в то время — милионные жертвы, которые, уверен, планировались. Если расстреливать было как-то совсем-уж неприлично ( крестьяне, переселяемые народы ), то умерщвляли голодом и холодом. « Лес рубят — щепки летят ". « Цель оправдывает средства».
Как связана Одесса и Гренландия в свете последних заявлений Трампа?
Круизный лайнер Ocean Endeavour стал плавучей казармой НАТО в Гренландии. Судно арендовало Минобороны Дании для размещения ~200 военных на учениях Arctic Endurance в порту Нуук чтобы не перегружать город жильём. 23 января лайнер вышел из французского Уистрехама и 1 февраля прибыл в Нуук. Формально учения, неформально усиление арктического присутствия на фоне политических трений с США.
В Одессе назначили нового начальника антикоррупционного отдела мэрии. Им стала бывшая инспектор налоговой службы Елена Москаленко.
Распоряжение подписал и.о. мэра Игорь Коваль. К работе она приступила сегодня, 2 февраля. Назначение прошло по упрощённой процедуре без конкурсного отбора.
Чуйна, ніжна та зворушлива історія кохання юриста та танцівниці стала першим гучним успіхом письменника та драматурга Вільяма Гібсона та була поставлена на Бродвеї.
Вони познайомилися у той час, коли не було інтернету. Випадковий телефонний дзвінок призвів до зустрічі, яка стала початком кохання. Гітель хоче любити. Джері нещодавно пішов від дружини і болісно переживає розрив. Вони потрібні одне одному. Але вона вірить у майбутнє, а його не відпускає минуле. Їхні стосунки схожі на гойдалку. Гітель весь час дивиться в небо, а Джеррі постійно щось тягне вниз. Проте чи вистачить їхніх почуттів, щоб залишитися разом?