19 июня 2014, 23:36   

Десяточка одесских режиссеров: русский Труффальдино, алжирские сны и американские басни без морали  


Театральных актеров в нашем богоспасаемом Городе хоть пруд пруди, а вот режиссеров куда меньше, режиссер – профессия штучная! Режиссер сродни демиургу; он организовывает время и пространство спектакля, создает свою реальность, и если идеальную жизнь создать невозможно, то идеальный спектакль – вполне! Задача режиссера – проявить свою творческую индивидуальность и помочь актерам проявить свою, не забывая при этом о драматурге, конечно. «Думская» нагло продолжает создавать абсолютно субъективные десятки творческих специальностей, не согласны – формируйте в комментариях свои.

Первым номером, безусловно, идет художественный руководитель Одесского украинского музыкально-драматического театра имени Василя Василько, народный артист Украины Игорь Равицкий, окончивший в 1969 году Киевский институт (ныне университет) театрального искусства и кино, много лет пестующий свой творческий коллектив. Его спектакли, что называется, крепко сработаны, актеры подбираются на роли именно так, чтобы произошло стопроцентное попадание в образ. По знаку Зодиака – Скорпион, характер непростой, склонен копать глубоко и смотреть дальше драматурга.

- Мне кажется, что два спектакля, которые я поставил в Одесском украинском театре, могут претендовать на большую по сравнению с драматургической основой глубину, — говорит Игорь Николаевич. – Во-первых, спектакль по пьесе Николая Коляды «Мурлин Мурло», поставленный в 1991 году. Это был жесткий, шокирующий спектакль, который обращался к людям: «Остановитесь! Так нельзя жить». Он имел гораздо более глубокий смысл, чем было у автора.

Второй спектакль – комедия «Два ангела» по пьесе Виктора Шендеровича «2 ангела, 4 человека», — продолжает режиссер. — Пересмотрев спектакль, автор сознался, что спектакль по его пьесе-комедии совсем неожиданно приобрел глубоко драматический, даже трагический, философский смысл. В какой-то степени это касается и спектакля «Семейные сцены» по пьесе Анны Яблонской, который мы поставили на экспериментальной сценической площадке – «Зритель на сцене». Например, в финале появился новый смысловой акцент: атмосфера успокоенности, которая была у автора пьесы, у нас сменилась кричащими нотами: прыжок героев с крыши можно понимать по-разному…

Вообще хочется, чтобы каждый из спектаклей, которые ставишь сам или твои коллеги, не был проходным, чтобы не просто иллюстрировал жизнь. Зрителю нужен театр, который не является лишь местом для развлечения. А что премьеры появляются у нас не так часто, как, может быть, хотелось бы – так ведь и львенок рождается раз в год, но это лев! Я приступил к работе над пьесой Кшевашевского «Шинкарка и черт». Фантастическая комедия, которая была поставлена в нашем театре в 1925 году, сразу после открытия театра. Другой театральной жизни она не имела. Это яркая, ироничная история любви. Хотим ею открыть новый 90-й театральный сезон, — заключает Равицкий.

Наш номер два – режиссер и балетмейстер в одном лице, одессит, много проработавший в Питере, заслуженный деятель искусств России Георгий Ковтун. Победоносец, полководец, собирающий вокруг себя толпы актеров-энтузиастов и зрителей-фанатов. Русскому театру делают кассу его мюзиклы-блокбастеры («Вий» идет до сих пор, «Степан Разин» недавно сошел со сцены), оперетте – тоже мюзиклы, а то и рок-оперы («Ромео и Джульетта» уже в который раз обновляет актерский состав). В том же Русском театре «Простая история» по пьесе Марии Ладо без особых танцев, если не считать намека на деревенскую кадриль, заставляет зрителей рыдать от сочувствия к персонажам, среди которых не только люди, но и звери.

О таланте балетмейстера надо говорить особо (сходите покамест в Оперу на вечер балетов Стравинского в постановке Ковтуна, подготовьтесь к нашей будущей десятке балетмейстеров!) А о режиссерских планах Георгия рассказать можем. Сейчас в русской драме продолжается работа над спектаклем «Труффальдино» по знаменитой комедии Карло Гольдони, начат пошив костюмов, изготавливаются декорации. Для реализации режиссерского замысла артистам необходима специальная подготовка — профессиональные спортсмены из спортивной школы № 1 обучают их азам акробатики. Будет что посмотреть в новом сезоне!

Мягкий, деликатный, тонко чувствующий режиссер, основатель и директор любимого одесситами «Театра на Чайной» Александр Онищенко идет у нас номером третьим. Выпускник театрального лицея, он также является квалифицированным строителем, работал в Италии, маленький театральный зальчик на Карантинной обустроил своими руками. Здесь собираются лучшие артисты города и творят, что хотят. В основном они хотят участвовать в Сашиных постановках — таких, как «Аве Мария Ивановна», «Маленький Донни, победивший мрак», «Прекрасное воскресенье для…», «За стеклом» и так далее.

- Сейчас работаем над пьесами современного американского драматурга Дэвида Айвза, — рассказал «Думской» о своих планах Александр. — Сложный необычный материал, то ли притчи, то ли басни без морали. Не знаю, смогу ли сделать по ним спектакль, который примет одесская публика. Недавние гастроли в Чернигове прошли хорошо, публика очень благодарная. На лето все выезды отменили в связи с событиями в стране.

Великая и ужасная номер четвертый – первая леди театра «Тур де Форс» Наталья Князева. Яркая, харизматичная, тесно ей стало в актерской шкуре, так создала свой театр-студию, обучает студийцев, выпускает противоречивые, зато интересные спектакли, на которых точно не уснешь – женские персонажи активно пытаются докричаться до мужских. Необычайно работоспособна, у нее всегда на примете пьеса, которая вдохновляет.

- Сейчас у меня в работе «Медведь» Чехова, «Монолог мужчины, сидящего в кресле» по Маркесу, две пьесы Теннесси Уильямса, «Крик» и «Предназначено на слом», а также еще две пьесы, о которых пока не говорю, — призналась «Думской» Наталья Сергеевна.

Ее тезка проходит в нашей условной десятке под номером пятым — Наталья Афанасьева, она же Тоша. Став дипломированным психологом, окончила факультет режиссуры театра в Одесском театрально-художественном училище. Поставила в Театре на Нежинской спектакль по пьесе Александра Марданя «Борщ в четыре руки», участвовала в качестве ассистента режиссера в социально-культурном проекте «Анна Яблонская. Возвращение». В Театре юного зрителя, где работает четвертый сезон, поставила спектакли «Аншлаг», «Эскориал» и «Дорогая Памела». Миниатюрная, необычайно энергичная, настоящий маленький солдат искусства, Тоша любима всеми, кто с ней работал или пока только мечтает об этом.

- Не планирую пока ничего конкретного, — расстроила Тоша неопределенностью. — Руководство ТЮЗа еще не определилось с планами, пока только выбираем… Более точно будет известно в новом сезоне, к концу августа.

Руководитель студии «Театр 21» Алексей Жила Базель – номер шесть в режиссерской десятке. Окончил факультет режиссуры художественного фильма в Киевском национальном университете театрального искусства и кино, экономико-правовой факультет ОНУ имени Мечникова. Много шума наделал его «Норд-Ост» по одноименной пьесе Торстена Бухштайнера – пронзительные женские монологи о войне, мире и терроризме. На творческие отчеты студийцев собирается вся театральная Одесса – настолько интересно! У Алексея еще меньше предубеждений, чем у любого другого одессита, ибо он практически человек мира, ему близки и Запад, и Восток.

- Я родился почти в Алжире — отец работал там, — рассказал Алексей. — Почти родился — мама приехала в Одессу рожать. И сразу обратно, уже со мной. Жил до трех лет в Алжире, многое ярко запомнил — очень много французов было, культуры французской. Интересно, как сейчас… Мы жили в доме на две семьи. Соседи — благополучные арабы, я с их детьми дружил, девочку звали Самира, а мальчика — Мухаммед. Собака белая и дерево лимонное во дворе очень ярко помню, красота, был особый дух… У меня от Алжира остался привкус от всего восточного. Чувствую всегда родное в мотивах, запахах, пище. На Кубе жил со 2-го по 6-й классы, это моя вторая родина, райское место, свобода и вечное лето! Другая планета… вот как раз сегодня думалось, что хочу туда на месяц. Поездить по местам детства. Но больше всего все же люблю Францию. Париж. Что касается творческих планов — планирую в течение месяца выпустить спектакль с Аленой Тимковой, название узнаете позже. Определяюсь, где, в «Театре на Чайной» или в «Бейт-Гранде», играть. Ну и потом еще две работы готовлю…

В маленькой студии режиссерам дышится свободнее, крупный официальный театр налагает свои обязательства! Седьмой, счастливый номер – одессит и петербуржец, в этом сезоне еще и главный режиссер Одесской музкомедии, заслуженный деятель искусств России Владимир Подгородинский.

Интеллигентнейший человек, любимец артистов! Мюзиклы «Граф Воронцов» и «Скрипач на крыше» — последние его достижения, собирают залы и пробуждают в публике добрые чувства. Считает, что и мюзиклу, и старой доброй оперетте, и рок-опере должно быть место на одесской сцене. Причем оперетты стоит ставить, по мнению Владимира Ивановича, только шлягерные, любимые народом, прошедшие проверку зрительским вниманием, чтобы не было ошибок. Спорное утверждение, но в театральной реальности большого коллектива и впрямь не до рискованных экспериментов: чтобы полностью окупить себя, спектакль должен пройти при аншлагах сотни раз!

Покамест Владимир Подгородинский наметил постановку новых версий классических оперетт — «Цыганский барон» и «Сильва», а для детей — «Джельсомино» Александра Клевицкого.

Под номером восемь – еще одна актриса ТЮЗа Оксана Бурлай-Питерова, на сцене всегда предстающая в ролях красивых, энергичных героинь. Востребована и в детских, и в молодежных постановках, и в кино. Несмотря на удачно сложившуюся актерскую карьеру, никогда не успокаивается, стремится к большему. Окончила факультет режиссуры театра в высшем театральном училище имени Щукина, поставила свою же пьесу для детей «Волшебные башмаки». Но ТЮЗ – дело такое, маленькие зрители подрастают, приходят другие, спектакли в репертуаре меняются нечасто… Поэтому Оксана работает еще и в театре-студии «Призвание».

- Как режиссер я сейчас работаю над пьесой Островского «Женитьба Бальзаминова» со своими студийцами образцового коллектива Украины театральной студии «Призвание», — рассказала Оксана. — А еще над пьесой «Мириам» Олега Юрьева. Этот спектакль готовится к открытию Камерной сцены в ТЮЗе ( в репетиционном зале) в сентябре. Скорее всего, это будет совместный проект ТЮЗа и театра-студии «Призвание».

Номер девятый – снова Театр юного зрителя, снова красавица-актриса. Ирина Охотниченко в качестве своей режиссерской дипломной работы московском театральном училище имени Щукина в 2009 году поставила пьесу Елены Исаевой «Про мою маму и про меня». На нее ходят как подростки, так и взрослые, желающие разобраться в сложных отношениях со своими подрастающими чадами. Многим помогает! Нас учат профессии, но быть родителями приходится учиться самостоятельно.

Вы будете смеяться, но завершит нашу десятку еще одна актриса-режиссер из ТЮЗа, прелестная и строгая Янина Крылова. Чтобы освоить новую специальность, окончила Харьковский национальный институт искусств имени Ивана Котляревского, факультет режиссуры драматического театра.

Детский спектакль «У ковчега в восемь» поставила на сцене родного ТЮЗа в позапрошлом году, успела показать прошлой осенью на фестивале детских театров в Макеевке. Наверное, в чем-то он оказался пророческим, так как библейская тема Всемирного потопа, затронутая в пьесе-притче немецкого драматурга Ульриха Хуба, которая идет в ТЮЗе в переводе Екатерины Гороховой, вызвала неоднозначную реакцию маленькой и взрослой публики.

Не привыкли наши дети решать, кто из пингвинчиков достоин спасения, а кто – нет. В Германии «У ковчега в восемь» считается лучшей пьесой для детей, у нас еще не привыкли к тому, что на детской сцене может появиться такой персонаж, как Бог. Янина свою задачу постановщика выполнила с честью, ей бы новых постановок побольше (как и Оксане, Ирине), но на это нужны средства, для этого все мы должны жить лучше.

Напоминаем, что свою десятку лучших режиссеров читатели могут представить в комментариях.

Автор Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева


СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!


Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter


Новости по этой теме:





malyutka
malyutka 19 июня 2014, 23:48     +5      
Хорошие лица. А Жора Ковтун, как далеко не убегал все-таки вернулся в Одессу.
   Ответить    
Гадкая
Гадкая   страна по ip - eu 20 июня 2014, 13:20     +2      
Конечно анализ режиссуры очень «ответственный». Жаль, что ещё не прошлись по режиссерам школьных театров, там тоже их очень много. А если говорить по-серьёзному, то не заметить несколько последних работ в русском театре Елены Пушкиной, это неверно не правильно. «Уездная канитель» собрала больше положительных рецензий, чем все работы вышеназванных режиссеров вместе взятых. Пусть они на меня не обижаются.
   Ответить    
DaliS
DaliS   страна по ip - ua 23 июня 2014, 13:31     0      
Имейте уважение к материалу и чужому мнению! Что ж это за манера-то такая: «раз нет моей фамилии, значит нужно срочно обругать! ». Там же черным по белому написано – «свою десятку читатели могут представить в комментариях»!! И потом, если в постановке спектакля вы руководствуетесь одной лишь целью – получить положительный отзыв, да побольше, то грош цена такому искусству. Оставайтесь людьми! А то получается, как в той басне – «… за то, что хвалит он кукушку! » 
   Ответить    
dreammer
dreammer   страна по ip - ua 21 июня 2014, 03:12     +2      
Канитель канителью. С ней все понятно. А вот настоящее, современное сильное творчество в Одессе требует поддержки. Спасибо Думской за это! Чайная и другие альтернативные «академическому» действу в театральном пространстве Одессы  движения большие молодцы, что самостоятельно находят возможность и учат зрителя нужному и важному.
   Ответить    
Больевик
Новые постановки молодого талантливого режиссера  Юрия Чайки по-новому звучат на сцене Одесского театра кукол. Зрителей завораживает не только замечательная игра актеров, но драматургия режиссера: «Сказка о золотой рыбке», «Волк и семеро козлят», «Колобок». Молодцы!
   Ответить    
Mata Hari
Mata Hari   страна по ip - od 24 июня 2014, 15:45     +1      
Поддерживаю полностью  — зря Чайку не включили в список! Нам тоже одесский кукольный очень нравится, и драматургия, и игра. Даже взрослым интересно
   Ответить    
nasha
nasha   страна по ip - ua 24 июня 2014, 23:40     +1      
Дорогу молодым и талантливым режиссёрам!
   Ответить    
Добрая фея с топором
Появляются молодые и талантливые режиссеры в нашем городе и это радует. Недавно побывала в Театре «На Канатной», там молодой режиссер Масалова Кристина поставила интереснейший неоднозначный по восприятию, философский спектакль «Аз есмь тварь». На этом спектакле зал был полон овациями. Жаль что молодых и талантливых можно найти только в частных театрах на небольших сценах, такие режиссерские работы по своему уровню тянут для показа на больших сценах.
   Ответить    
   Правила




5 декабря
21:58 В Одесской области вдвое меньше волонтеров, чем на Львовщине? Как сегодня живут и работают помощники армии фотографии
2
19:53 Куда пойти в Одессе: чаепитие с певицей, вторая «Мона Лиза» и «Тепло зимних праздников» фотографии
1
18:21 Устал или за границей? Депутат Одесского облсовета от ОПЗЖ хочет сдать мандат (документ)
12
16:16 Миллионы на несуществующих наркоманов? Правоохранители провели обыски в Центре борьбы со СПИДом и у депутата горсовета
4
14:14 Магия рождественско-новогодних праздников с АТБ: стартует уникальная программа лояльности (новости компаний) фотографии
1
12:20 Олег Филимонов собирается покинуть Одесский горсовет
17
10:38 Из-за мобилизации сотрудников ЖКХ Одесса находится на грани коммунального коллапса
40
08:25 За шесть миллионов гривен светофоры в Одессе будут работать без света, но их не так много
14
4 декабря
21:21 Удобная и доступная среда для всех жителей: одесский застройщик поделился опытом для создания комфортной жизни (общество)
6
19:48 Самец зебры и капуцины: в одесской мэрии рассказали, кого купит зоопарк, отчего там может случиться «звиздец» и как умерла белка (видео)
23
17:22 «Аудит Сырского» и дисбаланс между тылом и фронтом: почему медиков и ПВОшников массово переводят в обычную пехоту
42
15:16 Погасят долги за свет и обратятся в полицию: одесские депутаты дадут 5 млн ЖКСу, который не платит по счетам
7
12:59 Праздничная шкатулка: встречай зиму в лучших украинских традициях вместе с Авророй (на правах рекламы) фотографии
8
12:34 Для галочки: в Одессе депутаты горсовета проголосовали за снос памятника Пушкину и другим имперцам
235
11:34 Рокировка в Одесском горсовете: соратница Труханова сложила депутатские полномочия
4




Статьи:

Несовершенство укрытий или предательство: почему не сработала защита электроподстанций Одесчины и что будет с «островом Бессарабия»

Ядерный апокалипсис, который не случился (колонка)

Кровавая тысяча: момент истины для Украины — хороших решений нет, но все равно надо драться





21:14
В Одессе нужен памятник Мишке Япончику?

А кому еще из известных одесситов вы бы поставили памятник?



18:57
График отключений на 6 декабря.



17:49
Многие одесситы жалуются на высокое напряжение в электросети. Доходит до 260+

Как у вас?



17:09
Депутат Одесского облсовета из запрещенной ОПЗЖ сложил полномочия.

Речь идет о Викторе Андреенковом. Источники "Думской" называют данного господина одним из спонсоров Николая Скорика. Кроме этого, с начала полномасштабного вторжения Виктор Владимирович ни разу не был на заседании сессии облсовета.

Читать дальше

16:41
ВІДБІЙ повітряної тривоги


16:33
Ещё одна летит


16:32
Летит на Баштанку, может сменить курс









Думская в Viber
Ми використовуємо cookies    Ok    ×