4 сентября, 14:35 Читати українською
Десять мнений об одесском арт-рынке: надежная классика, городские пейзажи и женские образы обеспечивают продажиВоенное время повлияло на жизнь одесских художников и арт-дилеров, которых «Думская» попросила поделиться своим опытом последних лет. Оказалось, опыт у каждого свой, тем и интересен. ВОЙНА СТАЛА НАШЕЙ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ Галерист Елена Великая размышляет: «В начале полномасштабного вторжения мы видели, как много появлялось политических карикатур, произведений с символикой, так происходила рефлексия художников на ситуацию. Многие авторы весь первый год войны просто не могли работать. Они признавались, что не понимают, откуда им черпать вдохновение. Только пережили два года ковида, и тут началась война, новый стресс. Сейчас пошел уже третий год войны, и люди искусства начали по-другому воспринимать многие события. Война стала нашей новой реальностью. Украинское искусство от живописи и художественного фото до скульптуры и хенд-мейда стало очень популярно в мире. Если до войны арт-рынок был в стадии становления, структурировался, то сегодня он стал коммерчески интересным за пределами страны. Меня радует, что внутренний покупатель тоже активно начал приобретать произведения наших художников. За это борюсь уже пятый год: вместо трех-четырех китайских принтов лучше купить авторские работы. Это не просто красиво, это еще и хорошее капиталовложение. Через 20-50 лет в стоимости это не упадет. Да, мы, галеристы и кураторы, во время войны преследуем и коммерческую цель, это наш заработок. Мало того, автор, с которого началась наша деятельность, художница Иоки, сейчас стала достаточно известной. Восемнадцать ее работ приобретены крупной галереей, получили прекрасные отзывы арт-критика с мировым именем, горжусь этим фактом. У нас в творческом пространстве «Диалоги» весной 2023 года была чудесная выставка живописи Натальи Шевцовой, и она оказалась коммерчески успешной. В центре каждой картины была богиня-женщина с красивой шеей, изящными руками. А ведь эти работы художница написала именно за первый год войны. В ней я увидела автора, который писал не боль, разрушения, а образ любви, веры, надежды, пробуждения, цветущей природы. Кстати, в октябре у нас будет вторая выставка Натальи, ее ждут не только зрители, но и коллекционеры. Первый год войны мы чередовали темы и содержание выставок от военной тематики до классических (пейзажи, ангелы, папье-маше и так далее), находясь в поиске, определяясь, в каком направлении двигаться далее, давая возможность посетителям найти свое состояние в разных работах, и это помогло обрести новых постоянных гостей «Диалогов» и новых авторов». Несмотря на новые реалии, влюбленность в Одессу и ее пейзажи удается монетизировать живописцу Геннадию Горбунову: «Есть такие люди, которым война не мешает покупать картины. Они любят искусство и платят за него, но не такие деньги, как раньше. Коллекционеры, которые знакомы со мной много лет, приходят в мастерскую. Ценят то, что сделано от души и художественно». РАБОТЫ ПОКУПАЮТ КОНКРЕТНЫЕ ЛЮДИ ПОД КОНКРЕТНЫЕ ИСТОРИИ «Традиционно люди хотят узнаваемое, радуются видам Одессы, иногда это даже покупается, — продолжает разговор художница Наталья Лоза. – Пытаемся продать уже хоть как-то, снижаем цены по сравнению с довоенными. Мои натюрморты вообще не пользуются спросом и не пользовались никогда. Я их люблю, а люди – нет, что поделаешь». Офортист Виктор Потеряйко – мастер высочайшего уровня. Но ко всему, что касается коммерческого успеха, достаточно равнодушен: «О состоянии арт-рынка мне трудно говорить, я продажами своих работ не занимаюсь. Есть галеристы, которые проявляют к ним интерес, и так получилось, что для меня сложились одинаковые условия как до войны, так и во время войны. Выставки помогают реализовывать продажи, покупатели приходят в мастерскую, но я совершенно не думаю о коммерции, когда работаю. А успех от продаж просто помогает сделать удовольствие от творчества более ощутимым». Галерист и адвокат Виктория Нестеренко откровенно признается: «Арт-рынок, конечно, изменился. Работы покупают конкретные люди под конкретные истории. Либо когда сделаешь конкретное предложение, от которого они не смогут отказаться. Такое предложение должно быть выгодно им в ценовом формате, приходится долго общаться, практически уговаривать, водить по ресторанам, проводить огромную работу, прежде чем совершится сделка». О ПЕРСПЕКТИВАХ МАСС-МАРКЕТА И ХОРОШЕМ ВКУСЕ Художница Анастасия Кирилина пошла по пути создания линии одежды и домашнего декора с принтами своих ярких и позитивных картин: «У масс-маркета, по моему мнению, всегда есть перспективы. Доступные по ценнику, практичные и качественные вещи будут пользоваться спросом. Арт-рынок? Нет, не слышали… Мне кажется, это точечное понятие. Есть коллекционеры, их единицы. Учитывая сегодняшние потребности на выживание, думаю, что покупки предметов искусства сейчас далеко не в приоритете. Я, конечно же, не без надежды посматриваю в сторону будущего, но продажи картин точечные и больше личного характера. Моя миссия на данный момент состоит в том, чтобы дарить хорошие эмоции зрителям и ценителям прекрасного, это моя мотивация не опускать руки и продолжать заниматься искусством». Далека от оптимизма галерист Екатерина Пименова: «По моим наблюдениям, арт-рынок просел окончательно внутри Украины. И несколько оживился вне ее пределов (что касается украинского искусства). Люди, имеющие привычку покупать произведения, выехали из страны, к сожалению. Ряд коллекционеров готов продавать недорого живопись из своих коллекций. Рынок наполнен работами мастеров прошлых лет по сходной цене. В Одессе по-прежнему много художников и мало галерей. И главное — у людей просто нет привычки покупать живопись и иметь хороший вкус, даже когда речь идет о недорогих произведениях». Рукотворные книги Игоря Потоцкого есть в библиотеках Гарвардского университета, университета Беркли, знаменитой парижской галерее Saphir, Национальной библиотеке Франции, Парижском музее искусств и истории иудаизма, Музее современного искусства Одессы, Национальной библиотеке Украины имени В.И. Вернадского, Варшавской публичной библиотеке и других книжных собраниях. Известный поэт начал рисовать не так уж и давно. «У меня больше приобретали, конечно, в Бельгии, во Франции, — перечисляет Игорь Потоцкий. — Приобретают музеи, культурные центры, иногда коллекционеры. А начал рисовать я 12 лет назад в Мексике. Я подружился с мексиканскими художниками, смотрел, как они работают, это было очень интересно. И мои работы там покупали, в основном, графику. Книги заказывали в переводе. Спад арт-рынка я наблюдаю, хотя не особо от него завишу, ведь не являюсь стопроцентным художником. В Центре Помпиду мне сказали, что с удовольствием приобрели бы мои конкретные книги, но сейчас у них немного не та ситуация. Собственно, я бы им и подарил, у них в собрании представлены выдающиеся художники. Тем более, платят они не очень много. Я продавал по 100 евро, а потом видел, как в галерее каждый лист оценили по 500, а обложку – в 800… Главное для меня в творчестве – удовольствие, а не коммерция. Вот и на днях подарил Музею западного и восточного искусства одну из книг со своей выставки». ЖИВОПИСЬ — ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СПАСЕНИЕ Своими наблюдениями делится и художница Ольга Котова: «В связи с войной, точнее, путинской спецоперацией, наш привычный мир изменился, и, конечно, меняется одесский арт-рынок. Изменилось отношение к ценностям, я благодарна Господу за каждый прожитый день, благодарна моим близким людям. Каждый день приносит новые тревожные известия, постоянно собирают финансы на разные цели, и мы тоже принимаем участие, донатим на нужды наших военных, на лечение, на похороны… Цены на картины, как и, например, на недвижимость, в целом, упали, особенно в гривне, но это и неудивительно, курс доллара вырос. Многие уехали, другие не уверены в завтрашнем дне, распродаются коллекции… Но картины продолжают покупать, люди нуждаются в положительных эмоциях, и лично у меня за время войны купили 9 картин разные люди, и я не могу сказать, что покупать стали меньше. Живопись для меня много значит, я люблю сам процесс, и сейчас это и психологическое спасение, и результат иногда радует. Выставок в целом в городе проходит много, каждый день – чье-то открытие. У нас есть музеи, около десятка действующих галерей (несмотря на то, что несколько закрылись), библиотеки и кафе с выставочным пространством, онлайн-выставки и даже онлайн-рынок с реальными продажами. Больше появляется возможностей купить и продать, преимущественно «по дружеским ценам». Мы все адаптируемся к новым условиям, главное, остаться людьми, привнести в наш мир капельку доброты и любви». Некую черту под обменом мнениями может подвести галерист Линда Страутман: «Как раз сегодня заходил ко мне в гости один коллекционер, отмечал, что с начала войны половина галерей в городе закрылась. А если и открываются новые, то через месяц закрываются. Наверное, люди просто оказались не на своем месте и не тем занялись. Исходя из того, что я вижу и слышу сама, могу сказать: арт-рынок работает даже во время войны. Интернет-площадки функционируют прекрасно, продажи там идут весьма успешно, речь идет о достаточно значимых суммах. Не какие-то копеечные, проходные этюды, а работы среднего уровня даже и чуть выше идут хорошо. Достаточное количество наших одесских арт-дилеров имеют свои магазины на международных площадках, и там тоже все очень даже неплохо, они не успевают отправлять работы за границу. За рубежом постоянно появляются новые покупатели, новые субъекты арт-рынка, скупающие именно украинское искусство. Можно сказать, кое в чем это происходит лучше, чем до войны. Количество выставок и галерей ведь не говорит о ситуации на арт-рынке, потому что арт-рынок – это одно, а выставки и галереи – это другое, это больше о культурных мероприятиях, а не товарно-денежных отношениях. Сделать выставку не значит продать, а мы же говорим о рынке. Картины покупают всегда одни и те же люди, что до войны, что во время. Это ограниченный круг людей. Когда я вижу картину или мне ее приносят, сразу понимаю, кому ее предложить, зная вкусы своих клиентов, каких авторов и какие периоды кто собирает. Кто-то хочет только современное искусство, кому-то нужен только антиквариат. Проследить динамику арт-рынка можно хотя бы по последнему аукциону, который проходил в Киеве, в аукционном доме Goldens (ранее «Золотое сечение»), где был поставлен рекорд продажи картины Ивана Марчука за 250 тысяч долларов. Это сумма чистыми, без налогов, без авторских сборов, на круг вышло 300 тысяч. И это полотно современного, ныне живущего художника. В лучшие времена не было таких продаж. Если говорить о предпочтениях клиентов арт-рынка, все-таки они на стороне классической живописи 60-70-х годов ХХ века, это то, что всегда актуально, модно. Естественно, очень любят старую живопись, которой более ста лет. Это из моего опыта. Нонконформизм не спрашивают. Вообще мода на направления в живописи, мода на определенных авторов создается искусственно, она двигается людьми, заинтересованными в продажах. Проделывается большая работа, включая пиар-кампанию, вкладываются деньги, силы, ресурсы. Покупателю внушается, что это must have, и как это так, что у него в доме до сих пор еще не висит картина данного художника, а у такого-то и такого-то уже давно висит, и через 5 лет она вырастет в цене вдвое, можно будет выгодно продать. Но, повторюсь, побеждает в любом случае классика, то, на что можно смотреть и получать удовольствие. От трех черных или красных полосок такого эффекта нет, никто не сможет на них долго смотреть. А на красивый классический пейзаж с облаками, освещенными солнцем, всегда будет приятно взглянуть». Автор — культурный обозреватель «Думской» Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева, Олега Владимирского, Александра Синельникова и из личных архивов участников опроса СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ! Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter |
Статьи:
13:26 Незаконная добыча песка под Одессой продолжается, несмотря на войну и усилия правоохранительных органов
Наша команда побывала на реке Курудурова под Беляевкой и обнаружила три незаконных карьера. Охрана помешала попасть на объекты, но с обрыва были видны огромные карьеры, на которых работали экскаваторы и грейдеры. Каждые полчаса туда подъезжали самосвалы, которые вывозили добытый песок. Читать дальше
13:05 В больнице скончался 26-летний парень, получивший ранения во время вчерашней атаки. Это уже восьмой погибший.
12:38
После повторного удара баллистикой вчера вечером была повреждена техника спасателей, которые ликвидировали последствия первого прилета. К счастью, пожарные успели добежать до укрытия.
Думская в Viber |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||