«Цыгане шумною толпой»: одесский краеведческий музей показал, как выживают ромы в Украине
Выставка «Жизнь на грани выживания», посвященная ромскому Холокосту, открылась в историко-краеведческом музее (Гаванная, 4). «Думская» посетила вернисаж.
Цыгане, по заверениям историков, пришли в наш край в начале шестнадцатого века через Западную Европу, Польшу, а далее проследовали в Россию. Так началась непростая история взаимоотношений, отразившаяся в русской классической литературе от Пушкина, Лескова, Достоевского и до наших дней. Организаторы выставки – благотворительный фонд «Планета добрых дел» при поддержке немецкого фонда «Память, ответственность и будущее» и Черкасской областной общественной организации «Народное доверие Черкасс» (последнюю представляла в Одессе юрист Елена Фюдр, красивая девушка в одежде, напоминающей украинскую вышиванку. Елена выиграла грант немецкого фонда, немецкая же фотохудожница Биргит Майстер сделала снимки, и в результате на стендах появились фото и рассказы о шестнадцати человеческих судьбах, которые сложились неудачно.
«Историки говорят о Холокосте, юристы – о геноциде, — рассказывает Елена. – ООН объявила 2013 год годом борьбы с ксенофобией, дискриминацией, тоталитаризмом и поддержкой демократии во всем мире, также 2013 год особенный, потому что в этом году исполнилось 80 лет прихода Гитлера ко власти. Нам очень приятно, что поликультурный город Одесса принимает сейчас эту выставку. Ее увидели пятнадцать городов Германии, а также шесть городов Украины. Ромы – уникальный народ, мы боремся со стереотипами восприятия цыган в современном мире, а еще ромам мешает бедность».
Известно, что гитлеровские войска целенаправленно уничтожали цыган, как и евреев, и воспоминания о том, как цыганские семьи скрывались и спасались от преследований, действительно трогательны. О своем печальном детстве, волнуясь, рассказала представительница цыганского семейства Надежда Ивановна Бузика, которая пришла в музей с сыном Федором и внучкой Настей:
«Когда в наше село пришли немцы, они издевались над нами, мы прятались в полях, ночевали в подвалах, на вокзале, но потом нас с двумя братьями взяла к себе одна женщина, а там папа приехал и забрал нас».
Но есть нюанс, которого, возможно, не ожидали устроители выставки. Если вникнуть в тексты на стендах, может сложиться впечатление, будто в неудавшихся судьбах героев виновата больше советская власть и правительство независимой Украины, нежели фашизм. Фашизм не предполагал длительные мучения, пресекал нить жизни, а вот то, что было в мирное время, вроде бы даже хуже оказывается. Видимо, участие немецкой стороны привело к досадному смещению акцентов.
Несколько похожих биографий людей 1941-1942 года рождения воспроизводятся на стендах с их слов, содержат позицию «не умеет читать и писать». У немецких партнеров проекта наверняка сложилось впечатление, будто в советских школах цыган не учили. В биографии пожилого цыгана указано: работал в Воркуте, и доживает жизнь в Украине в нетопленой хате. А протопить не пробовали?.. Знаю семью, где муж и жена отработали много лет в Воркуте. Муж шахтером, жена – оператором на подъемнике, так и дом каменный потом в Украине выстроили двухэтажный. И обставили его, и двоих детей вырастили. Где произошел сбой?
А вот еще одна биография – пожилой цыган в сарае «с заплесневелыми стенами» на попечении «сына, который еще заботится о тяжело больной жене и восьмерых детях, как и большинство ромов в Украине, не имеет постоянной работы. Поэтому собирает металлолом и возделывает маленький садик». С другой стороны, почему бы сыну не получить постоянную работу? Разве у нас цыган на работу не берут? Было бы желание! Ведь среди этого народа, как и среди любого другого, есть уважаемые профессионалы в любой области. Может, не в национальности тут дело, а, скажем, в особенностях характера, в предпочтениях относительно жизненного уклада?
Быть более толерантными к цыганам, «уважать традиции другого народа» каждый на свой лад призывали вице-президент благотворительного фонда «Чирикли» Владимир Кондур и другие выступавшие, заместитель директора краеведческого музея Юрий Слюсарь заявил о необходимости «выработать дальнейшие шаги» по борьбе с ксенофобией. Одним из первых таких шагов оказался прошедший в воскресенье в малом зале Одесской филармонии концерт «Цыганская музыка», подготовленный по инициативе музыковеда Анны Розен.
«Эта культура обогатила мировую музыку разных стран, — говорит Анна Розен. – Мы будем продолжать проводить такие вечера и в филармонии, и в Еврейском культурном центре «Бейт Гранд».
В завершение церемонии открытия выставки гостям предложили просмотр видеофильмов о ромском Холокосте. А саму выставку можно посетить до 24 декабря.
Автор — Ирен Адлер Фото Алексея Кравцова
СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!
Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter
«Ромы – уникальный народ, мы боремся со стереотипами восприятия цыган в современном мире»
Искоренению стереотипов мешает статистика преступлений. Перестанут воровать, продавать наркотики — отношение к ним поменяется само без всяких грантов немецкого фонда
Официальной нет, только бытовая. У цыганки, что торгует овощами на углу сын сидит в тюрьме (1/2). А у меня нет ни одного родственника, кто сидел бы в тюрьме (0/50). Вот такая статистика.
статистика есть в РОВД да и на привозе можно поспрашать у местных, только значительно она улучшается за счет паевого участия в развитии этого органа. хотя надо отметить, что народность крайне колоритная во всех своих проявлениях, как и в преступной сфере, так и в творчестве. очень хотелось бы, чтобы все таки поменялось отношение к представителям этой национальности, но до этого пока далеко
Большая часть поступлений опия сырца на Украине крышуется именно этой братией. Они не брезгуют ничем, любой вид мошенничества и наркоторговля их основной вид деятельности. По поводу статистики не знаю точно, но думаю такую статистику Вам любезно могут предоставить в ГУМВД Украины в Одесской области. Как то наблюдал две типичные для этой братии сценки, первая в 1998 году на Сахарном поселке и называлась «сбыт ширки», тогда я Вам скажу их охраняли те, кто по своим профессиональным обязанностям должен был с ними бороться, вторая — сбор урожая с инвалидов, расставленных ими на дорогах, а еще как то наблюдал картину, как две старые цыганки снимали с женщины золото, предварительно ее введя в ступор. Короче говоря согласен с тем, что бороться со стереотипами восприятия цыган в современном мире ну никак не получается. Тут все очевидно, 95 процентов цыган занимаются криминалом и живут за счет общества.
Дааа, у моего брата в классе учился цыган, давно это было, лет 20 назад, ну как учился — никак, и вот когда в очередной раз вызвали отца в школу — он сказал классному руководителю «Мой сын и без Ваших этих школ будет жить лучше вас всех вместе взятых». И живет сын нынче в Москве. чем занимается — всем известно — аферами всякими промышляет — это у них в крови, и это никогда не искоренить. Никогда.
«Ромы – уникальный народ». Да уж, уникальней некуда. В своё время приходилось сталкиваться с этой «диаспорой». Помимо того, что подавляющее большинство абсолютно безграмотно и уровень развития так и остался где-то в районе 3-го класса, к этому ещё можно добавить катастрофическое невежество и прочий набор «качеств». Главный принцип жизни: «не об***ешь — не проживёшь». То же преобладающее большинство зарабатывают обманом, аферами, и прочей нелегальщиной. Ломать стереотипы нужно будет ещё не один десяток лет.
Меня в слободскую школу 61 напротив детской областной, водила за руку Валя-Кукуруза, цыганка. На углу Островского и Краснослободской проживала цыганская семья, оседлая, человек 20 в половине большого двора. Бабуля-покойница перелицовывала им одежду, я гоняла до ворот слободского кладбища с цыганятами, на рынке, благодаря Вале-Кукурузе все знали, что я «Лидивасильночки внуця» и я спокойно бродила между рядами, знала, что я на особых правах.А вторая моя бабуля была в ужасе и ругалась с первой бабулей, уверяя. что «девочке из семьи врача нечего делать с этими людьми». Но как Валя-Кукуруза шаманила с картами на рынке..! Это надо было видеть! Помню ее фокус — она одной затяжкой выкуривала «Беломорину». Конец ее был плох — ее зарезал муж, тело нашли утром у булочной на Краснослободской. Большинство слобожан жалели, а многие шумели, возмущались, что живут черти как, тунеядцы, прохвосты, куда смотрит милиция и собаке собачья смерть Это 72-73 годы примерно
Вова Кондур, кажется, сын цыганского барона.Когда-то жил в Килии.Очень яркая семья у них была.Пели, танцевали красиво. Цыганские интеллигенты. Молодец Вова, что не забывает своих нищих сородичей. Хотя цыгане цыганам — рознь.
Чтобы менять стереотипы, расскажите несколько позитивных историй о представителях цыганского народа: образованных, социально адаптированных, успешных в различных сферах деятельности, исключая криминальную. Может быть среди них есть известные инженеры, врачи, учителя, бизнесмены и т.д., а, публика не знает об этом и клеймит почём зря целый народ.
Лично знаю цыганку- судью, цыганку- учительницу младших классов, цыгана- депутата областного совета(ну, то дело такое). И 100500 других цыган. Воров, пьяниц, попрошаек.
Судья цыганка — улыбнуло, как то подумалось, что на Украине это профессия с учетом коррумпированности как раз для этой братии, а что — певцы, танцоры и судьи.
с цыганами не так уж все однозначно..во-первых у них строгая кастовость и те, кто пополняет криминальную статистику, явно не из высших.. во-вторых, есть такое понятие у них «мерде»-изгой. это цыгане, изгнанные за преступление из рода. и это тоже те, с кем мы сталкиваемся на улицах. народ, конечно, не из честных тружеников, но многие занимаются вполне себе распространенным у нас бизнесом «сдай в аренду торговое место», «построй и перепродай дом» который вполне подходит под их желание более не менее свободной жизни..(а кто из украинцев тогда не цыган;)) заинтересовалась плотно вопросом, когда по соседству поселились цыгане и наши дети стали дружить. не все так однозначно и страшно
Какая милая выставка. Для контраста не хватает «выживальщиков», которые окружают наивняков на железнодорожном, автовакзале, в центре города, с их непременным враньем уровня «я в твоей жизни счастье вижу» (интересно, хоть кому-то сказали, что «видят» горе?). Помнится, человек один рассказывал, как в Румынии цыганчонок вымогал у водителя денег, демонстрируя гнойные руки, мол, если не заплатит, сейчас ими по окнам пройдется. Или как там же поехавшие цыганские малолетние шлюхи поворачивались к машине задом и задирали юбки, демонстрируя голое исподнее, — то ли «стебались» так, то ли «приглашают». Да и «наш» циганско-наркотический поселок пока никто огнем не залил.
Очень. Милые. Люди. Настоящие выживальщики — пример примеров.
Вы помните конец фильма «Белый тигр», если не видели, то посмотрите, сам фильм про войну, но конец заставляет задуматься, Гитлер вслух произносит мысли о том, что его за геноцид осуждают напрасно, ведь он делал лишь то, о чем думали и хотели многие. Вот и с цыганами у нас как то все не очень гладко выходит. С одной стороны это народ со своей историей, этносом, культурой и т.д., а с другой стороны это ассоциация зла. Если смотреть Кармелиту или Табор , то люди как люди, а как в жизни с ними столкнешся, то
Из-за этих милых и талантливых людей даже на кладбище спокойно нельзя прийти. На Проводы они прямо как стервятники рыщут по могилкам и пристают к людям. Потом вечером женщины и дети сидят на мешках и вызванивают мужиков, которые должны везти их домой «с уловом».
Интересно, там были показаны те цыгане, которые тусуютсяв центре города возле соборки, пристают к девушкам и грабят иностранцев? Ни разу в жизни не встречала работающего цыгана или цыганку. Я не нацист, но что касается цыган-тут все очевидно.
В этом году был в Венеции, гуляем на площади Святого Марка и тут слышу звук гармошки, поворачиваю на звук голову и вижу цыганенка с гармошкой, точно такого видел где то в Украине. Спрашиваю гида, это мол что у Вас, она отвечает, а это значит, что Румыния стала членом Евросоюза.
Вот как выходит у европейских «толерастов»:не злой, а своеобразный гитлер сжигал их живьем в печах, потому, что время такое было, а в «жестоком и тоталитарном» СССР цыган заставляли заниматься перепродажей ювелирных изделий, петь-танцевать по ресторанам, создавать свои ансамбли и театры, а при желании(которого «почему-то» никогда не было)окончить школу и институт и пойти работать куда угодно.В тему:мне один мой друг из Болгарии недавно по скайпу сказал, на полном серъезе, что турки болгар не вырезали, а спасали от «имперского сапога» России А я наивный думал, что турки вырезали болгар тысячами и русские их спасли от геноцида Им европейцы уже все объяснили, после вступления.
Вы правы, Стас Станиславов, в Европе деиствительно распространяются такие мнения о бывшем СССР. Справедливости нет нигде, за нее и за првду нужно всегда бороться.
имела счастье в роддоме лежать с цыганкой в одной палате) сама она была вполне нормальная девушка 17 лет, но к ней целый день ходил весь табор — рассмотрела их вблизи, да и сама Яна нам много рассказывала о своих родственничках с тех пор боюсь их, как огня и обхожу десятой дорогой
Выходцы из Индии (встречалось где-то). Среди племен индусов было одно такое — ленивое и воровитое. Однажды допекло и из просто изгнали. С тех пор уже тысячу лет скитаются по миру. И их это устраивает. Кажется, где-то в 60-х попробовали создать цыганский колхоз. Через полгода-год — разбежались по таборам. Единицы остались вести оседлую жизнь. И все равно — воруют. Это у них — генетическое.
Это практически невозможно и нецелесообразно! Лучше откройте рядом с краеведческим музеем галерею фотографий тех, кто ушел преждевременно из жизни благодаря «ширке» сваренной этими «бедными и угнетенными» ромами.Можно еще в прямом эфире передать пожелания родителей, потерявшим своих детей из-за наркоты, которую продали их детям эти «простые и добродушные» представителям вида гомо сапиенс. Людьми их не называю т, к. не считаю таковыми!
Ну насильно они ширкой никого не пичкали.А если есть спрос, то есть и предложение-это скорее упущение родителей.Продажей ширки промышляют от цыган до ментов.Только вот менты как раз как правило и уходят от наказания, да еще тех же цыган и крышуют.
Таки-да! насильно они никого не пичкали и не все занимаются наркотой! Некоторые из них продают «золотые» изделия, многие гадают Но если просто гадают, то это не беда, а если при этом используют гипноз и обворовывают наивных — это хуже! Иногда прилично одевшись и сняв с себя «обезьяньи» украшения, выдают себя за социальных работников и освобождают одиноких пенсионеров от сбережений на черный день, а иногда и от квартир! И чего на них так наговаривают люди? В общем милейшие создания!
А я и не говорил, что они милейшие создания-они разные.Но у большинства паталогическое нежелание работать, а жить хорошо хотят вот и занимаются всякими мерзостями.Хотя есть такие что и работают.
Где-то с год назад по 1+1 показали сюжет из Закарпатья из районного роддома.Главврач в интервью сказал, что у него бывают случаи, когда рожают чуть ли не одновременно бабушка, мать и внучка.Тоже своего рода бизнес и заработок, а учитывая их плодовитость, то скоро никакого бюджета не хватит.
Да уж, плодовитые однако, хотя и смертность там высока. А что Вы хотите, вон дворняга приносит по 10 щенят и все выживают, а у породистой пяток и половина дохнет, имунитет-с однако. Зато там бабы мужьям не изменяют, а еще если жена не может прокормить мужа, то это плохая жена, а у мужа в обязанностях всего то защищать жену ну и любить ее.
«Ведь среди этого народа, как и среди любого другого, есть уважаемые профессионалы в любой области» А можно факты в студию, кроме Будулая, всевозможных потомственных гадалок и артистов театра Ромэн?
В Евросоюзе обострился «цыганский вопрос». Западная Европа не знает, что делать с цыганами, которые на законных правах переселились из Румынии и Болгарии в более благополучные страны. Переселенцы так допекли население ряда районов, что толерантный ЕС поставил вопрос о депортации цыган. Место уже нашлось: все цыганские таборы ЕС стянутся на Украину. Франция, Германия, Великобритания, Чехия попросту не знают, что делать с наплывом цыган. Большинство из них не хочет учиться, они нигде не работают, очень часто совершают преступления (кражи, грабежи), конфликтуют с местными жителями и полицией. Они живут в таборах, моются в ближайших фонтанах, там же стирают и используют эту воду для приготовления пищи. Украина готова принять всех цыган из ЕС. Пока другие страны не знают, что делать с цыганами и как решать «цыганский вопрос», нашлась страна, которая готова у себя «пригреть» всех обездоленных цыган из Евросоюза. Этой страной, как ни удивительно, оказалась Украина. Украинские власти в рамках процесса евроинтеграции решили переселить к себе цыган из стран ЕС. Соответствующий указ подписал президент Виктор Янукович. Документ был опубликован на официальном сайте президента. Следует отметить, что в данном указе Януковича говорится не о «своих» цыганах, которых на Украине и так проживает немало, а о тысячах «ромских меньшинств», живущих сейчас в странах ЕС. Цыган со скандалами депортируют из Франции, гонят из Румынии, высылают из Финляндии. Венгрия, в которой цыгане составляют 10 процентов населения, находится на грани социального взрыва. Даже мирные Чехия со Словакией ультимативно требуют от властей ЕС окончательно решить «цыганский вопрос».И только Украина, которая очень хочет попасть в Евросоюз, по настойчивым просьбам Брюсселя разработала «стратегию интеграции цыган в украинское общество» для сохранения их «уникальной самобытности и культуры».Нужно понимать, что политкорректную и толерантную до маразма Европу надо было очень сильно «достать», чтобы та занялась депортацией представителей какой-то определенной нации. Африканцев и арабов там терпят, только вот почему-то обездоленных цыган хотят сослать куда подальше. Возможно, дело в том, что «уникальная самобытная культура» ромов — это не только танцы с бубнами и песни под гитару, но и склонность к криминалу. Все еще стремимся в ЕС? Конечно мы им нужны в качестве отстойника для всякого человеческого мусора. Нужно всех депортированных из ЕС цыган расселить на Прикарпатье и Закарпатье. На тех землях, где наиболее настойчиво звучат визги о вступлении в ЕС. Пусть на собственной шкуре прочувствуют эту интеграцию
Как раз в Закарпатье и сейчас очень большая цыганская диаспора. Представьте себе целые села, населенные только цыганами. Живут очень бедно, основной источник дохода — детское пособие.
Да знаю я за цыган на Закарпатье. Лемберг нужно окружить цыганскими таборами, пусть Тягнибык имеет гембель от ЕС с цыганами. И ехать им никуда не нужно будет, ЕС переедет к ним. Посмотрим через время, кто им будет хуже, русские или цыгане.
К сожалению «гембель» будем иметь мы, а не Тягнибок. Дело в том, что в местах отсутствия крупных денежных масс, табор долго не задерживается! А зарабатывать на жизнь честным трудом им «девлес» не позволяет!
Во-во! Их вон из пригорода Парижа поперли власти франции, так они через борцов за права человека судится начали, мол имеем паспорт гражданина евросоюза, куда хотим туда и едем. Не будут эти индейцы сидеть в Украине, когда рядом есть более богатые страны. Англия отгородилась от них за счет географического расположения, у других в этом плане похуже, а создание резерваций для цыган, так они там будут жить только при условии, что по периметру пятидесяти метровый в высоту забор поставят, типа как Израиль обнес Палестинскую автономию, да и тогда страна будет работать только на «детские» для них. Вообще даже на мазохизм смахивает.
Не получилась новость. По теме статьи ни одного комментария. Достаточно было только написать единственное слово «ЦЫГАНЕ».
Но всё же напишу по теме статьи. Немецкий фонд дал грант на арт-проект. Деятель искусства проявляет свои творческие способности. Но искушенного зрителя сейчас трудно заманить на что-либо, слишком много сейчас различных «культурных событий». А сделать выставку по скандальной теме — удачный ход.
Нужно быстро оповестить их «баронов» про немецкий фонд, щедро раздающий деньги на освещение проблем «цыганства» и они тут-же дрыснут к владельцу фонда розбивать табор на его лужайке у дома! Я уже вижу как этот почтенный бюргер в окружении разноцветного хора поет: — Дойче, дойче — убер аллес!!! С припевом :- Ай нэ-нэ!!!
Уважаемая Ирина Адлер, выставку провел БФ «Планета добрых людей», а не «Планета добрых дел». Надеюсь вы не умышленно Но можно было бы и запомнить организаторов
Посмотрите пример одессита, который рушит все стереотипы о ромах. Доктор филологии, юрист, преподаватель ВУЗа, знает больше 10 языков. Живет и работает в Одессе.
Деколонизаторы требовали убрать несуществующую памятную плиту морякам-подводникам российского атомохода «Курск» с территории одесского монастыря. Вопросом о демонтаже озаботилась общественная организация «Деколонизация. Украина».
Городская власть пояснила, что каменная плита расположена на территории Свято-Архангельского монастыря и не числится на балансе горсовета. Но идею о демонтаже в департаменте поддержали и сообщили, что направили настоятельнице монастыря Серафиме Шевчик письмо с просьбой убрать объект.
Деколонизаторы требовали убрать несуществующую памятную плиту морякам-подводникам российского атомохода «Курск» с территории одесского монастыря. Вопросом о демонтаже озаботилась общественная организация «Деколонизация. Украина».
Городская власть пояснила, что каменная плита расположена на территории Свято-Архангельского монастыря и не числится на балансе горсовета. Но идею о демонтаже в департаменте поддержали и сообщили, что направили настоятельнице монастыря Серафиме Шевчик письмо с просьбой убрать объект.